понедельник, 12 октября 2015 г.

СКИННЕР: "НАУКА И ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА", ГЛ. XXIV - ПСИХОТЕРАПИЯ - 1

"ПОБОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Управление, осуществляемое социальной группой или религиозными и государственными учреждениями, а также родителями, трудонанимателями, партнерами и так далее, ограничивает эгоистическое поведение индивида, получающее первичное подкрепление. Оно осуществляется исключительно с этой целью. Однако некоторые его побочные результаты нежелательны для тех, кто управляет, а также часто вредны и для самого индивида и социальной группы. Они особенно вероятны тогда, когда управление чересчур навязчиво или противоречиво.

- БЕГСТВО. Человек может просто убежать от того, кто им управляет. Отшельник убегает от управления этическими нормами группы, физически выходя из неё, подобно тому, как мальчик убегает из дома; но управляемый может "вызволиться" и без фактического бегства. Побег от религиозного гнёта возможен простым неверием и отступничеством, а от различных форм государственного управления - дезертирством, уклонением от исполнения обязанностей, отказом от гражданства или побегом из тюрьмы.

- БУНТ. Человек может в ответ напасть на тех, кто им управляет. Он может ответить на критику со стороны окружающих, в свою очередь сам критикуя их. Либерал обвинит окружающих в том, что они - реакционеры, а распутник обвинит их в том, что они лицемеры. Вандализм является направленным более материально примером агрессивного противодействия - будь то окружающим в целом или определенной группе, например, при умышленной порче школьного имущества.
Религиозный бунт может быть направлен против определенных учреждений, например, в случае протестантской реформы - против католицизма, или же против богословской системы, используемой для управления, например в случае атеизма. Примерами бунта против государственного управления являются не только политические революции, но и, если структура общества это позволяет, импичмент или вотум недоверия.

- ПАССИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. Другой результат, который гораздо труднее описать - это просто поведение наперекор нормам, установленным управляющими. Оно часто бывает следствием того, что у человека подавлены экстинкцией такие акты поведения, как бегство или бунт. Это поведение олицетворяет мул, который не реагирует на отрицательное стимулирование ударами кнута. Ребенок, бегство или бунт которого против родительской власти был безуспешен, становится просто упрямым. Рабочий, не имеющий возможности (из-за нужды) уволиться или взбунтоваться с применением вандализма или других актов насилия, просто "притормаживает", "перекуривает", или "бастует". Гражданское неповиновение (о котором писал анархист) Thoreau - Торó, которое, пожалуй, в наиболее грандиозных масштабах было практически применено Ганди, является аналогичной реакцией на произвол правительства.
Управляющие органы, как правило, реагируют на эти побочные результаты активизацией своих обычных контрмер. Беглецов ловят и засаживают под более строгий режим. Восстания подавляют, а революционеров расстреливают. Отступников отлучают от церкви. Под брюхом остановившегося мула разводят огонь, а Торо сажали тюрьму. Органы власти пытаются решить эту проблему, заранее побуждая людей подавлять свою собственную тенденцию к бегству, бунту или нападению. Они клеймят такого рода поведение как неправильное, противозаконное или греховное и, соответственно, наказывают за него. В результате любой импульс человека к бегству, восстанию или забастовке вызывает в нём самом отрицательную стимуляцию, уменьшить которую может лишь интенсификация поведения, приемлемого для органов власти. Однако в долгосрочной перспективе эту проблему невозможно решить таким образом. Интенсификация принудительного управления может просто обострить проблемы. Физическое подавление или казни могут эффективно устранить такое поведение, но индивид уже будет потерян для общества. Принуждение неэффективно для управления скрытным поведением, при котором человек планировует побег или бунт. Принуждение также не может держать под контролем многие виды эмоциональных реакций.
Методы, применяемые для того, чтобы внушать людям дополнительный самоконтроль эмоционального поведения, как мы видели, совершенно неадекватны. Побочные результаты управления, которые делают индивидов недееспособными или опасны для индивида или окружающих - это специфическая проблема для психотерапии. Мы подходим к ним как к своеобразной организации управления поведением. Среди видов поведения, которые этим лечатся, можно выделить определенные аффекты, прежде всего в области эмоций, а также в сфере оперантного поведения.

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОБОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ
--

Рис. Херлуф Бидструп

- СТРАХ. Методы управления, которые побуждают человека к бегству, также вызывают в нём эмоциональную реакцию страха. Рефлекторные реакции желёз и гладкой мускулатуры сперва вызываются отрицательными раздражителями, используемыми как наказание, а затем - любыми раздражителями, которые воспринимались одновременно с наказанием. Такие реакции могут сопровождаться существенными изменениями оперантного поведения - усилением тенденции к любому поведению, которое привело к бегству и общему ослаблению других форм поведения. Такой индивид проявляет мало интереса к еде, сексу, практически полезной или творческой деятельности, а в крайнем случае может быть даже по сути "парализован страхом."
Когда наказующий применяет вызывающие этот эффект стимулы, индивид испытывает преувеличенный страх перед отцом, полицией, богом и так далее. Когда их применяют в ситуациях, в которых произошло наказуемое поведение, индивид начинает бояться таких ситуаций. Например, если его наказали за сексуальное поведение, то он может начать панически боятся всего, что имеет отношение к сексу; если его наказали за то, что он запачкался, он может начать чрезмерно бояться грязи; и так далее. Когда стимулы генерируются самим наказуемым поведением, тогда человек боится действовать: он, как говорят, боится самого себя. И часто бывает трудно, как для самого человека, так и для кого-либо еще, идентифицировать стимул, вызывающий такую эмоциональную реакцию. Если ситуация часто повторяется, как это особенно вероятно в случае стимулов, генерируемых самим поведением, то страх может стать хроническим.

Фобии представляют собой преувеличенные реакции страха на обстоятельства, которые не всегда четко связаны с управлением поведением. Но тот факт, что они являются "необоснованными" страхами - страхами, для которых невозможно найти соразмерную их интенсивности причину,- указывает на то, что они изначально были реакцией на наказания, и что страх, вызванный чрезмерно жестоким управлением, попросту переместился (на другие стимулы - примечание behaviorist-socialist) (см. главу X).

- БЕСПОКОЙСТВО. Обычным явлением, сопутствующим избеганию или бегству, является беспокойство. Как мы видели в главе XI, страх чего-то, что может случиться в будущем, может быть вызван специфическими стимулами, которые в прошлом предшествовали таким случаям, или "приметами" в окружающем мире, как-то связанными с такими случаями.
Беспокойство может варьировать по интенсивности от слабого беспокойства до чрезвычайной тревоги. Это состояние сопровождается реакциями желёз и гладкой мускулатуры, а также явно выраженными изменениями оперантного поведения. Такое состояние может быть связано с методами управления поведением, направленными на то, чтобы вызвать то, что называют чувствами стыда, вины или греха.

- ГНЕВ И ЯРОСТЬ. Эта эмоциональная реакция, которая сопровождает поведение бунтующего человека, включает реакции желез и гладкой мускулатуры и имеет четко выраженное влияние на оперантное поведение, состоящее в повышенной склонности действовать агрессивно по отношению к тем, кто управляет его поведением, и ослаблении других видов поведения. Эта эмоция может быть перенесена с того, кто управляет поведением, на других людей или даже на неодушевленные предметы. Её мягкое проявление - это плохое настроение; а интенсивное - неистовый садизм. Явление, называемое истерикой - это, по-видимому, своеобразная ярость, лишенная чёткой направленности.

- ДЕПРЕССИЯ. Эмоциональные реакции, связанные с пассивным сопротивлением, имеют несколько разновидностей. Упрямый ребенок дуется; взрослый может ощущать депрессию, обиду, плохое настроение, вялость или скуку в зависимости от второстепенных деталей управления его поведением. (Скука возникает не просто потому, что нéчего делать, а потому, что "ничего не поделаешь", т.е. или потому, что ситуация неблагоприятна для действий (приносящих положительное подкрепление - примечание behaviorist-socialist), или потому, что социальная группа или тот, кто управляет поведением, принудил индивида к физическому бездействию или "сдержанности".)

Все эти эмоциональные реакции, конечно, могут быть результатом какого-то неприятного события, которое не имеет ничего общего с социальным контролем. Например, шторм на море может вызвать страх или тревогу, дверь, которая не открывается, может вызвать чувство отчаяния или гнева, и что-то похожее на недовольство является эмоциональным проявлением длительной экстинкции акта поведения, как например в конце долгих, но бесплодных стараний победить в споре или починить велосипед. Однако подавляющее большинство ситуаций, вызывающих эмоции такого рода, связаны с управлением поведением индивида, осуществляемым социальной группой, а также государственными или религиозными учреждениями.
Результаты этого могут быть очень негативными. Практически полезные шаблоны поведения искажаются сильными эмоциональными аффектами, и оперантное поведение, которое получает подкрепление в сочетании с этими эмоциями, может иметь катастрофические последствия. Частые или хронические эмоциональные реакции желез и гладкой мускулатуры могут нанести вред здоровью человека. Хронические реакции на страх, беспокойство, гнев или депрессию были выявлены как причина расстройств пищеварительной системы, в том числе язв, а также аллергии. Их иногда называют "психосоматическими расстройствами". Этот термин имеет неправильный подтекст, утверждающий, что такая болезнь якобы является результатом воздействия "психики" на тело. Как мы знаем, иногда можно сказать, что эмоциональное состояние вызывает физическое расстройство, например когда хроническая реакция желез или гладкой мускулатуры вызывает структурные изменения, такие как язва, но при этом и причина, и следствие являются соматическими, а не психическими. Более того, тут остается неидентифицированным первое звено в причинно-следственной цепочке. Надо выявлять и лечить само эмоциональное состояние, которое вызывает болезнь. Поддающиеся управлению факторы, от которых зависят как соматические причины, так и соматические последствия, обнаруживаются в предыстории взаимоотношений индивида с окружающей обстановкой. Некоторые психосоматические "симптомы" являются лишь параллельными последствиями такой первичной общей причины. Например, астматический приступ является не следствием беспокойства, а его составной частью.

НЕКОТОРЫЕ ЭФФЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ОПЕРАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Управление при помощи наказания также может иметь непредвиденные эффекты и на оперантное поведение. Процесс самодисциплины работает неправильно, когда индивид обнаруживает способы избежать отрицательную самостимуляцию, которые в конечном итоге оказываются неэффективными, ненадёжными или опасными. При этом возможны эмоциональные реакции, но здесь мы рассмотрим только воздействие на операнты.

- НАРКОМАНИЯ КАК ФОРМА БЕГСТВА Некоторые наркотики дают возможность временно избегать условную или безусловную отрицательную стимуляцию, а также сопутствующие ей эмоциональные реакции. Для этого особенно эффективен алкоголь. Индивид, который предавался поведению, за которое затем был наказан, в результате ощущает вину или стыд, получает подкрепление, напившись пьян, потому что этим подавляются генерируемые им самим отрицательные стимулы. Очень сильная тяга к пьянству может быть результатом повторяющегося (положительного) подкрепления, особенно если отрицательная ситуация труднопереносима. Выражение "патологическая зависимость" обычно употребляют исключительно в случаях, в которых лишь наркотик позволяет избежать мучительные ощущения так называемых симптомов "ломки" или похмелья, которые являются следствием предыдущего приёма наркотика. Алкоголь может вызвать такого рода зависимость, но у таких препаратов, как морфин и кокаин, она проявляется более четко. Наркомания на данном этапе становится уже самостоятельной проблемой, но изначальное применение наркотика, как правило, объясняется его эффектом снятия последствий наказания.

- ЧРЕЗМЕРНО ЭНЕРГИЧНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Человек может проявлять необычайно высокую вероятность проявления акта поведения в ответ на стимул, которая не "адекватна реальности" в том смысле, что такое поведение невозможно объяснить, исходя из существующих факторов подкрепления. Её иногда можно объяснить на основании предыстории управления его поведением. Например, когда бегство реально невозможно, очень неприятная ситуация может вызвать неэффективное поведение в виде бесцельных метаний или поисков.
Такова зачастую обычная "нервозность". Индивид взбудоражен и не может успокоиться, однако это поведение невозможно правдоподобно объяснить его нынешними реальными последствиями. Иногда имеются очевидные последствия, но мы должны обратиться к предыстории, чтобы выяснить, почему они являются подкреплением. Например, поведение может давать определённую степень избегания, генерируя стимулы, которые вызывают реакции, несовместимые с эмоциональными побочными эффектами наказания. Таким образом, в "поисках приключений" человек подвергает себя действию стимулов, которые вызывают реакции, несовместимые с депрессией или скукой. Мы объясняем, почему "приключения" дают подкрепление, указывая на то, что они вытесняют отрицательное действие чрезмерного управления поведением. Иногда можно показать, что труднообъяснимое поведение является лишь способом "быть занятым чем-то иным." Озабоченность индивида делом, которое судя по всему не даёт соизмеримого положительного подкрепления, можно объяснить, указав, что благодаря ей он избегает отрицательные последствия какой-то другого образа действий. Некоторые навязчивые идеи и предрассудки, очевидно, имеют такой же эффект. Интерес к ситуациям, в которых наказуемое поведение особенно маловероятно, может быть объяснен подобным же образом. Когда чрезмерно активное поведение индивида является приёмом самоконтроля, благодаря которому окружающая обстановка изменяется таким образом, что вероятность того, что она вызовет у него наказуемое поведение, становится меньшей, то это так называемый эффект "формирование реакции" по Фрейду.

- ЧРЕЗМЕРНО СДЕРЖАННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Особые предосторожности, с которыми человек водит машину после ДТП или почти-ДТП тоже могут быть вызваны отрицательными факторами воздействия, использовавшимися для управления поведением. Многократное наказание может сделать человека скованным, робким или замкнутым. В случае так называемых "истерических параличей" скованность может стать абсолютной.
Этиология, как правило, очевидна, если паралич ограничивается лишь определенной частью репертуара поведения. Например, человек, которого жестоко наказывали за разговоры, может перестать говорить вообще, с диагнозом "истерической афазии." И никакое управление поведением, будь то отрицательное или какое иное, не сможет вызвать у него речевое поведения. Точно так же у человека, который был наказан - возможно, всего лишь наложенными им самим на себя отрицательными последствиями - за то, что ударил друга, может случиться паралич руки. Но это не то же самое, что и паралич от страха. Одно - это быть слишком сильно напуганным для того, чтобы двигаться, а совсем иное - это страх пошевелиться. Первое из этих состояний может быть вызвано событием, которое не обусловлено поведением, и оно, как правило, генерализованное. Второе является результатом карающих последствий предшествующего движения.

- НЕАДЕКВАТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ СТИМУЛОМ Когда акт поведения был строго наказан, будь то управляющими поведением или окружающей обстановкой, то может случиться так, что человек начинает неэффективно или неадекватно реагировать на управление при помощи дискриминирующего стимула. Стимул, подобный тому, который вызывал наказуемое поведение, может тогда не вызывать вообще никакой реакции.
Когда структура стимула сложная, то мы говорим, что человек "отказывается смотреть в лицо фактам." Когда, например, он не замечает нечто совершенно очевидное, то мы говорим, что он страдает от "отрицательной галлюцинации." Все реакции на стимулы определённого типа отсутствуют при истерической анестезии. Ребенок может начать с того, что "не обращает никакого внимания" на упреки родителей, но поведение типа "делать что-то иное" может стать настолько успешным в избегании отрицательных стимулов и, возможно, отрицательных эмоциональных реакций на такие стимулы, что может преобразоваться в полную "функциональную глухоту".
Более распространенный результат - это просто неадекватное различение стимулов. Например, в случае проекции человек неправильно или нетипично реагирует на конкретную ситуацию, и его поведение часто можно объяснить избеганием действия управления (на его поведение). При "показной браваде" индивид не усматривает в ситуации ничего, чего следует бояться, и в результате менее вероятно, что она вызовет страх, за который он был ранее наказан. В некоторых галлюцинациях ситуация, в которой человека прежде наказывали, "видится" им якобы свободной от любых угроз. В бреде преследования искаженная реакция на окружающую обстановку позволяет человеку избегать отрицательного стимулирования, вызываемого его собственным поведением или бездействием, за которое его ранее наказывали.

- НЕАДЕКВАТНАЯ САМООЦЕНКА Также человек может неадекватно реагировать на стимулы, порожденные его собственным поведением. Например, при обычном хвастовстве он описывает свое поведение таким образом, который даст ему возможность избежать отрицательных стимулов. Он может хвастаться достижениями, чтобы избежать последствий наказания за некомпетентность; храбростью, чтобы избежать последствий наказания за трусость, и так далее. Этот вид рационализации (в психоаналитическом смысле - примечание behaviorist-socialist) лучше всего иллюстрируется манией величия, благодаря которой всю отрицательную стимуляцию индивидом самого себя, он может эффективно замаскировать. Как уже было показано, полную неадекватность самооценки - в форме отрицательной галлюцинации или истерической анестезии, ограничивающихся самостимулированием, можно объяснить избеганием последствий наказания (глава XVIII).

- ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ САМОСТИМУЛЯЦИЯ Бывает, что индивид ранит сам себя или устраивает так, что его ранят другие. Он также может лишать себя положительного подкрепления или делать так, чтобы другие лишили его подкрепления.
Эти последствия могут быть или не быть обусловленными поведением в форме наказания, и мы видели, что эффект таких факторов подкрепления вообще неясен. Такая самостимуляция объясняется, если удаётся показать, что индивиду с её помощью удаётся избежать еще более отрицательных последствий. Если условный отрицательный стимул регулярно предшествует безусловному со значительным интервалом времени, то суммарный эффект длительного условного стимула может быть более отрицательным, чем эффект более краткого безусловного стимула. Тогда человек может хотеть избежать страха надвигающегося наказания, чтобы поскорее "получить его и покончить с ним." Так убийца в "Преступлении и наказании" Достоевского сам сдается в руки карательных органов государства. Религиозная исповедь происходит потому, что покаяние менее неприятно, чем постоянное ощущение греховности. Утверждалось (в частности, Фрейдом), что "несчастные случаи" иногда представляют собой разновидность отрицательной самостимуляции - "искупления" чувства вины или греха.
Чёткую предысторию наказаний, которая могла бы объяснить каждый конкретный пример такой отрицательной самостимуляции, не всегда удаётся выяснить. Почему человек "мазохистски" травмирует себя или устраивает так, чтобы его травмировали другие, порой трудно объяснить. За отсутствием более очевидного объяснения можно утверждать, что такое поведение облегчает хроническое состояние стыда, вины или греха. Если за много различных видов реакций человека наказывали в самых разнообразных ситуациях, то условные отрицательные стимулы могут встречаться на каждом шагу в окружающей обстановке, делая состояние тревоги этого человека непрерывным.
В этих условиях отрицательное самостимулирование может даже давать положительное подкрепление. Другое возможное объяснение мазохистского самостимулирования состоит в том, что процесс респондентного (рефлекторного по Павлову) кондиционирования прошёл эффективно, но в неправильном направлении. При наказании отрицательные стимулы были тесно связаны с сильно подкрепляющими последствиями, например, сексуальным поведением. Ожидалось, что в результате сексуальное поведение будет автоматически вызывать условные отрицательные стимулы, однако отрицательные стимулы, использовавшиеся как наказание, могут стать положительным подкреплением, поставив этот процесс "с ног на голову".

ПСИХОТЕРАПИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ УРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ
Поведение, которое представляет собой неудобство или опасность для самого человека или окружающих, часто требует "лечения". Раньше это лечение было делом друзей, родственников, знакомых, или представителей государственных органов. Они рекомендовали ему простыми "добрыми советами" линию поведения, которая должна была принести ему положительные последствия.
Большой объём рецептов такой житейской терапии содержится в пословицах, фольклоре и других формах житейской мудрости. Психотерапия представляет собой специальный инструмент, который предназначен для решения этой проблемы. Она является не организацией вроде правительства или церкви, а профессией, члены которой придерживаются более или менее стандартизированных методов. Психотерапия уже стала серьёзным средством управления жизнями многих людей, и поэтому тут надо рассказать о ней.

- ДИАГНОЗ Психотерапевт должен, разумеется, кое-что знать о пациенте, которого он лечит. Он должен иметь определенную информацию о его биографии, о поведении, которое требует лечения, а также о нынешних условиях жизни пациента. Клиническая психология подчеркивает важность освидетельствования пациента. Подробно изучалось то, как проводить опрос, как регистрировать биографию, как анализировать поток мыслей в свободной ассоциации, как определить вероятность получения ответа из проективных тестов или снов, и как использовать эту вероятность для того, чтобы делать выводы о предыстории лишений, подкрепления или эмоциональных стимулов. Были разработаны тесты на интеллект и другие черты характера для того, чтобы терапевт был в состоянии предсказать, сколь успешно пациент будет реагировать на различные виды терапии.
Часто считают, что единственным пунктом, в котором наука о поведении может быть полезна для терапии, является диагностика, причём просто как сбор информации о пациенте. После того, как будут собраны все факты об индивиде, само лечение должно быть основано лишь на опытности и здравом смысле терапевта. Это - пример широко распространенного неправильного понимания того, как надо применять научные методы к поведению человека. Сбор фактов является лишь первым шагом в научном анализе. Вторым является выявление функциональных отношений. Когда независимые переменные находятся под контролем, эти отношения позволяют непосредственно управлять зависимыми переменными. В данном случае терапия означает управление поведением. Адекватная наука о поведении человека, разумеется, должна делать бóльший акцент на терапии, чем на диагнозе. Тем не менее, проникновение науки в терапию натолкнулось на сопротивление, вероятно, в силу ряда причин, которые будут рассмотрены в главе XXIX.
Шаги, которые надо предпринять для того, чтобы вылечить конкретный дефект поведения, прямо следуют из анализа этого дефекта. То, будут ли они предприняты, зависит, конечно, от того, в состоянии ли терапевт управлять соответствующими переменными.

- ТЕРАПИЯ С самого начала власть психотерапевта в деле управления поведением основана на том факте, что состояние пациента неудовлетворительное, и что любое улучшение или обещание улучшения его состояния вследствие этого является положительным подкреплением. Чтобы объяснить в каждом конкретном случае, почему пациент обращается к терапевту, нужен анализ довольно сложной предыстории, большей части которой приходится верить на слово. Обещания эффективной помощи, различного рода доводы, которые делают такие обещания действенными, престиж терапевта, рассказы о излечении других больных, малейшие признаки раннего улучшения у самого пациента, доказательства мудрости терапевта, проявленной им в других вопросах - всё это вносит свой вклад в процесс, но слишком сложным образом для того, чтобы это можно было здесь проанализировать. Кроме того, терапевт может использовать переменные факторы, которые доступны ему для оказания влияния - личного, или в качестве члена этически значимой (для пациента) группы, или из-за своего сходства с членами семьи пациента или государственными и религиозными авторитетами, которые уже управляют пациентом в других отношениях.

Однако в целом первоначальная власть терапевта не очень велика. Поскольку результат, который он должен достичь, требует времени, его первая задача - выяснить то, сколько времени он имеет в распоряжении. Терапевт использует всю ту ограниченную власть, которой он первоначально обладает, чтобы получить гарантии того, что пациент останется в контакте с ним, что пациент будет приходить для дальнейшего лечения. Однако в процессе терапии его власть увеличивается. По мере того, как развивается эта организованная система отношений, терапевт становится важным источником подкрепления. Если он успешен в деле помощи пациенту, то поведение пациента - приходить на приём - получает подкрепление. Похвала со стороны терапевта может быть особенно эффективным (подкреплением). По мере того, как его знание пациента увеличивается, он может также использовать положительные подкрепления, которые в некотором смысле лежат вне сферы его власти, указывая на взаимосвязи между конкретными формами поведения (пациента) и конкретными последствиями. Он может продемонстрировать, например, что различные неприятные события фактически являются результатом поведения самого пациента. Он может предложить образ действий, который, вероятно, будет давать положительное подкрепление. После того, как терапевт освоит управление поведением пациента, он может также предложить схемы или шаблоны поведения, влияющие на уровень депривации или, наоборот, удовлетворения, и которые упорядочивают предъявление стимулов, вызывающих выработку или исчезновение условных эмоциональных реакций, благодаря чему устраняются стимулирующие ситуации, имеющие отрицательные последствия, и т.д. Эти схемы, выполняемые пациентом сначала в силу речевого управления им со стороны терапевта, в конце концов обретают и другие источники силы, если действуют на пациента как подкрепление."

Комментариев нет:

Отправить комментарий