вторник, 28 октября 2014 г.

ПАВЕЛ ГУБАРЕВ О КОРРУПЦИИ

--

Прежде всего, поздравляю Павла Губарева с выздоровлением и возвращением к активной деятельности.

В связи с этим рекомендую всем посмотреть первое интервью Павла Губарева после покушения на него и пребывания в больнице. Оно практически целиком посвящено теме коррупции чиновничества. Это интервью, озаглавленное "Павел Губарев о будущем Новороссии", появилось здесь http://www.anna-news.info/node/24388 и на Ю-тьюб: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Lw5O-bhEaTI .

Как вы сами убедитесь, Павел не даёт каких-либо новых и эффективных решений проблемы коррупции. Поэтому мне бы хотелось, чтобы моя короткая заметка дошла до него, потому что в ней - качественно новый, бихевиористский подход к коррупции и вообще злоупотреблению властью.

Прежде всего - об истоках нынешней коррупции на Украине и в России. Для этого полезно освежить в памяти страницы "Ревизора" и "Мертвых душ" Гоголя, а также сатирических рассказов Салтыкова-Щедрина. Причина коррупции чиновничества, описанной впервые Гоголем, была названа лишь позже Салтыковым-Щедриным: это традиционное монархическое положение чиновников как "государевых слуг", наделенных царем властью над его подданными. Это типичное для европейского абсолютизма 17-18 веков положение чиновников как соучастников произвола монархов, привело, помимо прочего, к так называемым "буржуазным революциям" в Англии, Голландии (против испанских Габсбургов), и, наконец, Франции.

Беда России состоит в том, что всевластие чиновников как "слуг царя", являющееся причиной их произвола и коррупции (так называемого "злоупотребления властью") было законсервировано в России самодержавием вплоть до революции 1917 года, а потом было возрождено Сталиным в виде всевластия партийного аппарата.

Ныне, после реставрации капитализма, коррупция чиновников совершенно закономерно расцвела махровым цветом.

Какие могут быть решения этой губительной для народа и государства проблемы?

Прежде всего, урезание власти чиновников. Это возможно лишь упрощением и приведением в порядок законодательства, превратившегося за четверть века олигархо-чиновничьего тиранства в непролазный хаос указов, законов, распоряжений и т.п. Авгиевы конюшни законодательства должны быть расчищены, законы должны быть понятны и ясны даже малообразованным и умственно отсталым. Тем самым четко формулируются права и обязанности чиновников по отношению к остальным гражданам и чиновный произвол становится для большинства просто неприемлемым.

На этой основе возможно осуществить сокращение числа чиновников и превращение их в служащих - исполнителей законов в повседневном делопроизводстве. Компьютерная техника открыла для этого воистину небывалые доселе возможности. По этому пути передовые страны Европы (за исключением Испании, Португалии, Италии, Греции) идут уже около полутора столетий, и теперь мелкая коррупция уже практически изжита, а крупная коррупция срослась с буржуазным государством, которое стало лакеем капиталистов-олигархов.

Это (западное) решение неудовлетворительно для основной массы граждан. Поэтому необходимо идти дальше и на основе урезания власти и сокращения числа чиновников ввести в практику государственного администрирования оперантную обратную связь - поставить чиновников, их оплату, их карьерные успехи в зависимость от оценки их деятельности гражданами; оплата административной деятельности госаппаратчиков должна стать принципиально сдельной - по количеству законченных "дел", а не по окладу.

Плохо, что Павел Губарев считает, что надо повысить оплату чиновников. Это - страшная ошибка! Чиновники что волки - ненасытны. Их высокие оклады на Западе - лишь следствие институционализованного подкупа госаппарата капиталистами. Короче: покуда существуют буржуи, коррупция неистребима.

Бихевиористский социализм требует лишить государственную власть (бюрократов) традиционного ареола святости, секретности и непогрешимости. Все потенциальные возможности злоупотребления властью должны систематически выявляться и уничтожаться. Это достижимо лишь максимальной открытостью или (употребляя изгаженное Горбачевым, но правильное слово) гласностью. Например, традиционный метод решения "постановкой на очередь", дающий чиновникам возможность манипулировать очередностью, должен быть заменен жеребьёвкой. Далее, надо полностью отменить как социально несправедливые денежные штрафы и возродить старую добрую практику не прятать преступников за решетку, а ставить их к позорному столбу на всеобщее обозрение. Короче, все взаимодействия госаппарата и граждан надо выверять на их эффективность как оперантные подкрепители (как положительные - меры поощрения, так и отрицательные - меры наказания).

Это возможно лишь при условии возрождения социализма как составная часть политики социальной справедливости, причем только на основе независимого от госаппарата общественного "народного контроля". Разумеется, он станет возможным лишь тогда, когда будут ликвидированы все волки в овечьих шкурах - прозападные "правозащитные" организации, занимающиеся, конечно, вовсе не защитой прав граждан, а антигосударственной подрывной деятельностью.

Для лучшего понимания проблемы с социалистической точки зрения полезно прочесть статью Ленина "Как нам реорганизовать Рабкрин".

понедельник, 27 октября 2014 г.

"СВИДОМЫЕ" - ПАНУРГОВО СТАДО ДЯДИ СЭМА И ЕВРОСОЮЗА



--


Многим хохлам до сих пор не понятно, во что они плюхнулись, скача и блея: "Слава Украине". А плюхнулись они в самый обыкновенный фашизм. Конечно, в конце концов им придётся признать на своём горьком опыте ту истину, что Запад заманивает свои жертвы вовсе в демократию, а в фашизм, и сеет не благосостояние, а терроризм, войну и коррупцию. И не возражайте мне, указывая на то, что на Украине, мол, состоялись выборы. Там к власти пришел опять блок фашистов и олигархов. Гитлер, напоминаю, тоже пришел к власти при помощи выборов. Вчерашние "выборы" - жалкий мошеннический балаган; Украиной по-прежнему фактически правит посол США. Его главные марионетки по-прежнему Порошенко и Яценюк (оба - сионисты).

Никакими "выборами" не заслонить тот факт, что "демократический" Запад руками ЦРУ и Госдепа США установил на Украине такой же марионеточный фашистско-террористический режим, какой был установлен им во многих странах Латинской Америки - например, режим Пиночета в Чили. В Европе подобные режимы были: Франко в Испании, Салазара в Португалии, "чёрных полковников" - Пападопулоса, Паттакоса и Гриваса - в Греции, а сейчас такой режим существует только в Албании и в мафиозно-террористской колонии США "Косово" - территории, с чисто фашистской бандитской наглостью отторгнутой от Югославии. Но экономический кризис глобального капитализма обостряется, и очевидно, что Запад будет ещё назойливей насаждать повсюду фашистско-террористические режимы, чтобы нажиться на разбое и списать свои долги на войны. Украина - его не первая и не последняя жертва.

Ну а на Украине происходит разгул фашистского террора. Киевский олигархофашистский режим убивает сотни мирных жителей Донбасса ракетами и реактивной и ствольной артиллерией. Это - военное преступление. Киевский режим не бомбит их с воздуха только потому, что боевых самолетов у него уже не осталось. А в тылу СБУ - Служба Бандеризации Украины - неистовствует, как гитлеровское Гестапо. Тысячи людей брошены в тюрьмы, где они подвергаются страшнейшим пыткам и гнусным издевательствам.

Сотни людей на Украине "исчезли" стараниями фашистских бандформирований - "правого сектора", карательных батальонов "нацгвардии" и тому подобной мрази. Как? - А вот посмотрите видео тайного расстрела жертв выродками из батальона "Донбасс" ночью в придорожной канаве: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=JFkSRK05u3w . Это видео - из видеорегистратора с автомобиля укрофашистов, захваченного ополчением Новороссии.

И ещё не забудьте малайзийский "Боинг" с почти тремястами людей на борту, провокационно сбитый украинской армией для того, чтобы повесить вину за это типично американское преступление на Россию и ополчение Новороссии.

Как это всё, что старательно насаждает Дядя Сэм, можно называть иначе, чем ФАШИЗМ???
--


Однако что совершенно уникально и безумно у киевской хунты, демагогически проповедующей украинский нацизм, так это то, что её главари - вовсе не украинцы, а олигархи-сионисты, которые сами являются марионетками ЦРУ и Госдепа США. Они устроили на Украине - чужой для них стране - такую же кровавую междоусобицу и такое же беспощадное разрушение экономики, как и такфиры-ваххабиты, громящие Сирию и убивающие сирийцев. Только последний идиот, у которого мозги напрочь сгнили от западной пропаганды, может думать, что киевский евромайданный режим - благо для Украины, а ваххабиты-наёмники США и Саудовцев - благо для Сирии.

Но нынешние злодеяния Запада на Украине - это всего лишь частный случай традиционной политики Запада. Горе и позор человечества в том, что оно уже два века позволяет править собой капиталистической закулисе Запада. О ней много и по-разному писали такие авторы, как Eustace Mullins, Antony Sutton и Carroll Quigley, (часто - с очевидной рекламной ложью и неизменно - с грубой клеветой на социализм). Однако изо всех этих писаний можно извлечь следующие бесспорные данные о глобалистской закулисе Запада:

-- Она представляет собой единую мафиозную структуру, в которой главенствует клан Ротшильдов. "Демократические" политиканы Запада - не более чем её лакеи;
-- Закулиса разжигает гонку вооружений и войны, как средство самого вопиющего ограбления стран и народов. Если наполеоновские войны просто принесли Ротшильдам совершенно сказочные ростовщические и спекулянтские прибыли, то все последующие империалистские грабительские войны Ротшильды готовили и провоцировали активно, например агрессию против Китая - "опиумные войны" - руками правившего викторианской Англией Дизраэли, франко-прусскую войну - руками своей марионетки Наполеона III, первую мировую войну - руками Эдварда VII, вторую мировую войну - руками Гитлера, которого финансировали через фактически свой "немецкий" банк Шиффа;
-- Единственный идеологический ориентир закулисы - это махровый сионизм. Не случайно в ходе грабительских прихватизаций на развалинах Советского Союза львиную долю добычи захватили олигархи-сионисты, получившие финансирование своих мошеннических захватов народной собственности от западных банков (т.е. от мафии Ротшильдов).

Итак, киевский режим творит волю Ротшильдовской закулисы, господствующей на Западе: провоцирует войну против России - войну, которая превратит всю Украину в такие же руины, в какие фашистский киевский режим превратил Донбасс. Хохлам надо бы протереть глаза и увидеть, что "добренький" Дядя Сэм сеет повсюду не благосостояние и идиллию "демократии", а войны, терроризм и разруху. Поэтому от своего ненаглядного фашистского режима хохлы в ближайшие несколько месяцев получат то же самое, что немцы получили от своего гитлеровского режима в итоге в 1945 году.

Короче говоря, вы, "свидомые" - набитые дураки, и этой зимой вам наступит п...ец. Запад с вами цацкаться, как Россия, не будет, а бросит подыхать, как шелудивых псов. Запад в отличие от России грабит, а не качает - то даром, а то на льготных условиях - газ и нефть. Это вы уже поняли. И вот теперь готовьтесь испытать это на своих паскудных шкурах. Надеюсь, что сионист Яценюк скоро сделает изгородь на границе Украины с Россией, и вы, "свидомые", ринетесь всей своей многотысячной ордой фашистских варваров воровать и попрошайничать не в Россию, а в Европу.

среда, 22 октября 2014 г.

ЗЮГАНОВ: ГОЛОВОКРУЖЕНИЕ ОТ УСПЕХОВ? - НЕТ, ОТ ДИСТРОФИИ!



(Перепост статьи "Проект деградации" Председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова о проекте федерального бюджета на 2015-2017 гг., опубликованной в "Советской России" - http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=598100 . Изложенные в ней факты свидетельствуют, что России просто не по карману буржуйские "порядки" - разорение страны олигархами и чинушами и вывоз капиталов на Запад. Экономические причинно-следственные взаимосвязи этого разорения Зюганов не раскрывает, но их уже много лет подряд доходчиво объясняет проф. Сергей Губанов, например в 2009 г. своим интервью: «Кризис обесценил социальный контракт Кремля с олигархатом», которое я перепостировал в предыдущей записи)
--

Лакеи Запада и олигархов, губящие Россию: Медведев и Дворкович
*  *  *
"ПРОЕКТ ДЕГРАДАЦИИ
С каждым годом процесс согласования проекта бюджета оказывается все более конфликтным, а ситуация, связанная с рассмотрением бюджетного проекта как депутатами, так и экспертным сообществом, становится более острой.
На содержание нынешнего бюджетного проекта сильно повлияла обострившаяся внешнеполитическая ситуация, ухудшившееся положение России на мировой арене. Но еще более негативное влияние на него оказал затянувшийся внутрироссийский кризис – экономический и финансовый.
Всем, кто всерьез следит за политической жизнью страны, известно, что коммунисты почти никогда не голосуют в Думе за предлагаемые правительством проекты бюджета. Наша позиция объясняется тем, что каждый год правительство направляет в Думу проект, который оказывается более ущербным в сравнении с ранее принятым бюджетом, и еще меньше отвечает ключевым интересам страны. И в этот раз мы, коммунисты, считаем необходимым не просто высказаться против, а представить гражданам правдивую и максимально полную оценку нынешнего проекта федерального бюджета на предстоящие 2015–2017 гг. Внятно определить, в чем его проблемы, в чем его несостоятельность, которая и является истинной причиной нашего отказа поддерживать такой проект.

Сырьевая игла олигархии
Сегодня даже школьникам известно, что наша страна живет прежде всего за счет продажи нефти и газа. Иными словами, сидит на сырьевой игле. И зависима от нее все сильнее и сильнее, несмотря на многократные обещания власти принципиально изменить эту ситуацию, чрезвычайно негативную и опасную для России. С учетом благоприятной в целом ситуации на нефтяном рынке в текущем году правительство заложило в проект бюджета на три предстоящих года цену на нефть в 100 долларов за баррель. При этом такая цена увязана не только с увеличением доходов бюджета, но и с отчислениями в Резервный фонд и в Фонд национального благосостояния. Из каждых 100 долларов нефтяных доходов России в эти фонды предполагается перечислять 4 доллара. С учетом этого и следует исчислять нефтяные доходы бюджета. Но реальны ли такие доходы? В первые дни октября мировые цены на нефть резко упали. Вполне серьезные и ответственные эксперты прогнозируют их падение в скором будущем до 70 долларов. А Центробанк в своем недавнем прогнозе не исключил и снижение до 60 долларов.
Говоря о зависимости бюджета от нефтяной конъюнктуры, необходимо обратить внимание и на такой важный фактор, как экспорт нефтепродуктов. Предусмотренные в проекте объемы экспорта непереработанного сырья – нефти и газа – растут, а объемы экспорта нефтепродуктов снижаются. И снижение в 2017 г. должно составить 9,2% по сравнению с 2014 г. Эта тенденция противоречит не только обещаниям правительства развивать перерабатывающие отрасли, но и экономическим интересам страны, интересам народа. Несмотря ни на какие санкции и внешние угрозы, негативное влияние которых на российскую экономику усиливается, те, кто завладел богатствами страны, продолжают гнать за рубеж непереработанное сырье. Эти господа попросту ни за что не отвечают перед страной. При этом стараниями партии власти им теперь еще и собираются гарантировать возмещение убытков, понесенных в результате санкций, за счет государственного бюджета. Под предлогом защиты государственных интересов лоббируются интересы олигархии, де-факто узаконивается двойное ограбление страны. Сначала ее грабят, выводя накопленные капиталы за рубеж. И готовы грабить по второму кругу, возмещая – опять же за счет народа – то, что было отсюда вывезено и потеряно за рубежом. При таком потакании интересам олигархата проблемы, стоящие перед Россией, не могут быть решены. Они могут только усугубляться.

Проект, противоречащий закону
Заложенные в представленном проекте бюджета на предстоящие три года показатели динамики ВВП свидетельствуют о реальном кризисе и его дальнейшем усугублении. Уже сейчас имеет место не только снижение темпов роста, которое признает и правительство, но и снижение ВВП в денежном выражении, в абсолютных показателях. Существенное снижение ВВП, а также других показателей, зависящих от него, в представленном проекте бюджета замаскировано так называемыми корректировками прогнозов. Но суть заключается в том, что год назад Дума приняла закон о бюджете на трехлетний период. В представленном же проекте его показатели изменены до неузнаваемости. И это уже не корректировка прогноза, а грубое неисполнение закона.
Год назад в прогнозе на 2015 г. предусматривался ВВП в сумме 79 трлн 660 млрд рублей. В последнем проекте, представленном правительством, сумма ВВП снижена до 77 трлн 498 млрд, то есть на 2 трлн 162 млрд рублей. Что кроется за этой корректировкой? При прогнозируемом уровне доходов бюджета к ВВП в 19,5% от снижения ВВП бюджет теряет 422 млрд рублей в 2015 г. и около 690 млрд – в 2016 г. Вот реальная цена пересмотренных проектов и скорректированных прогнозов по ВВП. Эту цену заплатит народ.
Анализ представленного проекта бюджета показывает, что эффективной борьбы с кризисом вообще нет. Об этом особенно красноречиво свидетельствует масштабная корректировка прошлогодних прогнозов по инвестициям в сторону их снижения. В нынешнем проекте на 2015 г. снижение составляет 2 трлн 135 млрд рублей, то есть 13% от утвержденного в прошлом году показателя. Еще более масштабное снижение объема инвестиций заложено на 2016 г. – на 3 трлн 119 млрд, или на 17%. Сумма, на которую сокращаются инвестиции, почти равна расходам на оборону, запланированным на тот же 2016 г.
Наши доморощенные либералы уже неоднократно подвергали обструкции проект бюджета – именно из-за высоких расходов на национальную оборону. Хотя в нынешней ситуации всем здравомыслящим гражданам ясно, что безопасность страны необходимо укреплять. Но никто из этих крикунов даже не обмолвился, что при той экономической блокаде, в которой оказалась Россия, ни в коем случае нельзя снижать инвестиции в экономику. Почему же либералы упорно избегают этой темы? Да потому, что они связаны пуповиной общих интересов и общей идеологии с тем самым олигархатом, который сегодня управляет богатствами России, используя их исключительно для собственного обогащения и даже не помышляя о развитии России.
При таком снижении инвестиций бессмысленно рассчитывать на улучшение экономической ситуации, на научно-технический рост и технологическое обновление промышленного производства, на рост производительности труда, на реализацию программ импортозамещения.

В расчете на фиктивные доходы
О том, что экономика страны все глубже погружается в кризис, свидетельствуют и показатели экспорта товаров. Если в 2013 г. общая сумма выручки от российского экспорта составляла 527,3 млрд долларов, а ожидаемая в текущем году – 511,2 млрд, то уже в 2015 г. этот показатель упадет до 494,2 млрд. По сравнению с 2013 г., снижение составит 33,1 млрд долларов. Уменьшение выручки от экспорта предполагается в первую очередь из-за снижения прогнозируемых цен на экспортируемый Россией газ. В долларовом исчислении это снижение в 2015 г. приведет к потере нашей страной 10 млрд дохода от экспорта газа.
Следует напомнить, что существенное снижение объема экспорта предусматривается при цене на нефть в 100 долларов за баррель. В случае же падения этого показателя заложенный в проект бюджета прогноз по поступлениям от экспорта окажется абсолютной фикцией. Однако сомнительный прогноз по цене на нефть не является основной причиной, по которой КПРФ считает себя не вправе поддерживать представленный проект бюджета. Принципиально важно то, что даже при такой высокой цене на нефть, какую по-прежнему прогнозирует правительство, в бюджете заложено снижение экспорта в 2015 г. на 1 трлн 250 млрд в рублевом эквиваленте в сравнении с 2013 г. Это 1,6% российского ВВП. Принципиальная задача состоит в том, чтобы наша внутренняя экономика была готова покрыть эти потери. Но сегодняшняя система, ее устройство, ее структура и характерные для нее методы управления исключают решение этой задачи. Любой из разделов бюджетного проекта, представленного в Думу, может свидетельствовать о несостоятельности экономической, социальной, а значит, и политической системы. Сам этот проект представляет собой вопиющий результат ее несостоятельности. Вот поэтому мы его и не поддерживаем.
Одним из макроэкономических показателей, который лишний раз доказывает объективность нашей оценки, является «прибыль прибыльных организаций», как официально именуется этот показатель в правительственном документе. В текущем 2014 г., несмотря на все экономические сложности, эта прибыль увеличилась, по сравнению с 2013 г., на 1 трлн 432 млрд рублей. Ожидается ее увеличение и за период 2015–2017 гг. на 14,5%. Прогнозируемый рост ВВП за эти же три года, согласно бюджетному проекту, составит всего 6,6%. То есть рост прибыли прибыльных организаций значительно опережает рост ВВП. Факт, казалось бы, позитивный. Но что в результате имеет от этого наша экономика? Нам могут ответить: налоги. Однако прибыль должна направляться не только на налоги, но прежде всего на дальнейшее развитие и совершенствование производственно-технической базы. Должна она направляться и на развитие отраслевой науки, что сегодня исключительно важно.
Возникает вполне законный вопрос: почему при столь существенном росте прибыли прогнозируется столь масштабное снижение инвестиций в сравнении с прогнозом на 2014–2015 гг.? Такую экономическую политику никак нельзя назвать государственной.
Никак нельзя смириться и с тем, что, несмотря на прогнозируемую прибыль, в бюджетном проекте заложено сокращение фонда заработной платы. Подобное было абсолютно исключено в условиях советской экономики. Сами законы социализма исключали подобный абсурд, подобную несправедливость.
В представленном проекте бюджета фонд заработной платы в 2015 г. должен сократиться на 442 млрд рублей в сравнении с показателем, заложенным в законе о бюджете. На 2016 г. планируется дальнейшее снижение фонда заработной платы – еще на 702 млрд рублей, или на 3,3%. Такие корректировки, да еще и в условиях высокой инфляции, значительно опережающей ее прогнозируемый уровень, становятся уже не скрытым, а самым непосредственным фактором обнищания народа.
Только в одном случае реальные показатели оказываются выше тех, которые прогнозирует правительство. Это показатели роста курса доллара и евро по отношению к рублю. В принятом год назад бюджете на 2015 г. предусматривался курс 34,3 рубля за доллар. В нынешнем проекте бюджета прогнозируется курс 37,3 рубля за доллар. К концу прогнозируемого периода намечается рост курса до 39,5 рубля за доллар. Но уже к сегодняшнему дню цена доллара на валютном рынке перевалила за 40-рублевую отметку. С одной стороны, завышенный курс доллара позволяет получать фиктивные бюджетные доходы. С другой стороны, он позволяет грабить российских граждан.
Все те показатели, о которых я сказал, прямо или косвенно влияют на основные параметры федерального бюджета. В свою очередь, от параметров бюджета зависит выполнение социальных обязательств государства и качество жизни большей части общества.
Доходы федерального бюджета вырастут за прогнозируемый период 2015–2017 гг. на 1,5 трлн рублей, или на 9,7%. Но даже при условии, что сбудется самый благоприятный прогноз по инфляции, она все равно вырастет за тот же период минимум на 16%. Следовательно, инфляция нивелирует, поглотит рост доходов бюджета.

Мифы о бюджетных расходах
Еще в процессе обсуждения нынешнего проекта в правительстве больше всего критических оценок было высказано по поводу роста расходов на национальную оборону. Как отмечалось выше, это связано с неизменной позицией проамериканских сил, которые не заинтересованы в укреплении обороноспособности страны. Закономерно, что, защищая интересы тех, кто грабит Россию, либералы при этом вовсе не склонны защищать интересы самой России. А болезненная реакция на увеличение оборонных ассигнований, продемонстрированная внутри правительства, лишний раз доказывает, что и кабинет министров по-прежнему ангажирован антироссийской по своей сути идеологией. В первую очередь это касается финансово-экономического и социального блока правительства.
Что касается роста расходов на оборону, то на самом деле он предусмотрен только на 2015 г. – на 33% по отношению к ожидаемым расходам в 2014 г. При этом в течение прогнозируемого периода с 2015 по 2017 г. общие оборонные расходы не растут, а снижаются на 49 млрд рублей. Снижается и их доля в общей сумме бюджетных расходов – с 21,2% в 2015 г. до 20% в 2017 г. Также доля государственных затрат на оборону снижается за этот же период по отношению к ВВП с 4,2% до 3,6%. Оценивая эти показатели на фоне той ситуации, в которой сегодня оказалась наша страна, бессмысленно говорить о чрезмерных оборонных расходах.
Немало позитивных оценок было высказано как правительственными чиновниками, так и экспертами в связи с якобы значительным ростом расходов на национальную экономику. Эти оценки можно с уверенностью назвать беспочвенными. В 2015 г. расходы на национальную экономику увеличиваются на 7,8% по отношению к ожидаемым в текущем году. Этот так называемый рост не превышает уровня годовой инфляции, который даже согласно официальной статистике и прогнозам Центробанка окажется не ниже 7,5–8%. Следовательно, заложенный в проекте бюджета рост расходов на национальную экономику будет обесценен растущей инфляцией. Кроме того, в проекте бюджета на 2016 г. заложено уже снижение расходов на национальную экономику на 92,3 млрд рублей, или на 4% по отношению к 2015 г. В 2017 г. бюджетные расходы на развитие экономики не достигнут даже того объема, который был предусмотрен на 2015 г. законом о бюджете. Отсюда следует вполне очевидный вывод, что реальные расходы на развитие национальной экономики в представленном проекте не увеличиваются, а снижаются. 

Грабеж в социальной сфере
Еще более неприемлемыми представляются обозначенные в бюджетном проекте тенденции, касающиеся финансирования такой жизненно важной сферы, как образование. При ожидаемых в 2014 г. расходах по этому направлению в сумме 649,8 млрд рублей на 2015 г. предусматривается сокращение расходов до 618,9 млрд, то есть на 31 млрд, или на 4%. С учетом обесценения предусмотренных расходов в связи с инфляцией реальное их снижение составит минимум 12–15%. Иными словами, государственное обеспечение образовательного процесса существенно снижается. При том что и сейчас его нельзя назвать достаточным. Несложно понять, что такая финансовая политика направлена на деградацию общества, а не на подъем, не на научно-технический прорыв, жизненно необходимый России. Напрашивается вывод, что тем, кто де-факто управляет страной, не нужны образованные граждане, которыми сложнее манипулировать, которых сложнее дурачить.
И совсем уж удручающей предстает в проекте бюджета перспектива финансового обеспечения системы здравоохранения. В 2015 г. расходы на эту сферу сокращаются сразу на 114,6 млрд рублей по сравнению с ожидаемыми расходами в 2014 г. Такого падения государственных затрат на здравоохранение, которое в течение одного года составит 22%, не было ни во время кризиса 2008–2009 г., ни во времена дефолта 1998 г. Сегодня надо говорить не просто о снижении расходов на здравоохранение. Мы должны говорить о том, что правительство выносит этой важнейшей сфере приговор: деградировать и разрушаться еще стремительнее, чем прежде.
Не приходится сомневаться, что при обсуждении проекта бюджета на пленарном заседании в Государственной думе правительство найдет аргументы и в пользу этого проекта в целом, и в пользу вопиющего сокращения расходов на здравоохранение. Разумеется, оно как всегда сошлется на необходимость повышения эффективности расходов. В предыдущем проекте были сокращены расходы на амбулаторное медицинское обслуживание, в нынешнем «оптимизированы» расходы на стационарное. Чем-то надо объяснять, почему расходы на здравоохранение будут неуклонно снижаться и в 2017 г. составят лишь 77% по отношению к 2014 г. А если называть вещи своими именами, то с учетом инфляционного обесценения рубля реальные расходы на здравоохранение за этот период будут сокращены вдвое. Горькая правда заключается в том, что расходы как на образование, так и на здравоохранение всё более явно перекладываются на плечи народа. При этом денег у народа не прибавится, а общая ситуация обнищания, вызванного инфляцией и сокращением фонда заработной платы, лишь усугубится из-за того, что образование и медицина будут обходиться гражданам всё дороже и дороже.
Оценивая заложенное в бюджете снижение расходов, нужно прямо говорить и о том, что одновременно и неизбежно последует заметное повышение цен на лекарства. Ведь минимум 80% препаратов по-прежнему поступает на российский лекарственный рынок из-за рубежа. Тут Россия испытывает попросту катастрофическую зависимость от импорта, которая прямо угрожает нашей национальной безопасности, о чем КПРФ постоянно напоминает.
От представителей власти нередко приходится слышать, что государство вовсе не отказывается от своих социальных обязательств, но лишь переносит все более существенную часть расходов на образование, здравоохранение и другие социальные нужды с федерального бюджета на региональные. С этой тенденцией можно было бы согласиться, если бы регионы имели достаточную бюджетную базу. Однако в абсолютном большинстве российских регионов сегодня наблюдается дефицит местного бюджета, который сопровождается постоянным ростом долгов.
Анализируя проект бюджета, нельзя не сказать о ставшем уже хроническим снижении расходов на жилищно-коммунальное хозяйство. Отмечу, что расходы по этому разделу снижаются на протяжении двух десятилетий – в течение всей истории постсоветской капиталистической России. Это один из красноречивых результатов того, что в начале 1990-х на смену народному государству у нас пришло государство олигархическое, коррупционное, взявшее на вооружение разрушительную систему управления экономикой и социальной сферой. Говоря прямо, расходы на ЖКХ постепенно выводятся из федерального бюджета, и дело идет к тому, что из государственной казны на них в конце концов перестанут выделять хоть какие-нибудь средства. Во фракцию КПРФ и лично на мое имя ежемесячно поступают тысячи писем с криком о помощи: жилье у граждан приходит в негодность, ремонтировать его не на что, а власть помогать отказывается. О помощи просят люди, которые всю жизнь трудились, а сегодня, при нынешней системе, оказались в невыносимых бытовых условиях. Не их вина, что они лишены возможности поддерживать в должном состоянии свои аварийные дома и изношенные квартиры. И этой вопиющей социальной проблемой правительство упорно пренебрегает. Точнее говоря, перекладывает эту неподъемную для большинства граждан проблему на плечи нищающего народа.
Если в текущем году ожидаемые расходы на ЖКХ должны составить 125,5 млрд рублей, то в 2017 г. – только 51,9 млрд. Снижение в 2,4 раза! При этом средства, которые планируется собрать с граждан на ремонт ветхого жилья, в 4–5 раз превышают заложенные в бюджете инвестиции в жилищно-коммунальную сферу. Тут уже впору говорить не просто об идеологии и практике капитализма, но об идеологии и практике капитализма разбойничьего. Воспитанные на этой идеологии чиновники, эксперты и аналитики заявляют, что за состояние домов должны нести ответственность те, кто в них живет. При этом они не желают учитывать, что абсолютное большинство граждан России объективно не в состоянии оплачивать расходы на ремонт жилых помещений – просто потому, что у них нищенские зарплаты и пенсии.
Своим отношением к вопросу финансирования ЖКХ власть напоминает обществу, что в тех, кто не сумел нажиться, награбить, сколотить миллионы и миллиарды, в тех, кто не относится к ничтожному проценту богачей, она видит маргиналов, недостойных цивилизованных, человеческих условий жизни. Из этого бюджета следует, что наш доморощенный капитализм воспроизводится социально-политическими принципами, характерными для самых отсталых и бедных государств планеты, для самых криминальных и антисоциальных политических режимов.

Болезнь системы – возрастающая угроза для общества
В конечном счете, предложенный правительством проект бюджета свидетельствует о пренебрежительном отношении его авторов к любой из сфер жизни общества. И к тем сферам, о которых я уже сказал, и к таким, как культура или массовый спорт.
Расходы на культуру и кинематографию, которые попросту необходимо спасать, если мы не хотим допустить окончательной интеллектуальной и нравственной деградации общества, одичания новых поколений наших граждан, в проекте бюджета с 2014 по 2017 г. снижаются почти на 10%. Но самое вопиющее – не проценты, а то, насколько государственные расходы на них ничтожны в принципе. Правительство выделяет на их финансирование меньше тысячной доли от российского ВВП! Можно ли при этом хотя бы мечтать о возрождении национальной культуры, национального кинематографа, который в советское время играл колоссальную роль в деле гражданского сплочения и духовного развития общества, а заодно, поддерживаемый государством, сам в итоге приносил огромную выгоду и мощь?
С высоких трибун неоднократно звучали призывы более полно финансировать физическую культуру и спорт. Прежде всего массовый спорт, потому что именно от него зависит здоровье нации. Как бы мы ни восторгались мастерством спортсменов-профессионалов, как бы ни гордились своими соотечественниками, когда они добиваются успехов на мировых спортивных аренах, но здоровье граждан зарабатывается не во время просмотра спортивных соревнований по телевизору и не на трибунах стадионов. Их здоровье зависит от того, насколько развита в стране инфраструктура общедоступного массового спорта, насколько спортивные секции и площадки доступны для детей и юношества. Что же мы в этой связи обнаруживаем в проекте бюджета? Если в принятом год назад законе о бюджете предусматривалось, что в 2015 г. раздел «Физическая культура и спорт» будет профинансирован на 100,7 млрд рублей, то в представленном на рассмотрение Думы бюджетном проекте эта сумма урезана на четверть – на 25,3 млрд. А в 2016 г. расходы по тому же разделу окажутся на 23,8 млрд ниже, чем предусматривалось в принятом год назад законе.
Итак, правительство снижает расходы и на образование, и на здравоохранение, и на ЖКХ, и на культуру, и на спорт. То есть буквально на всё, что крайне важно для общества, для большинства граждан. И единственный раздел бюджета, по которому предусматривается устойчивый и гарантированный рост, – это расходы на обслуживание государственного и муниципального долга. На 2015 г. по этому разделу предусмотрено выделить из бюджета 449,3 млрд рублей. И если в 2015 г. расходы на обслуживание государственного и муниципального долга превысят расходы на здравоохранение на 38,1 млрд рублей, то в 2016 г. – уже почти на 94 млрд. Это не просто цифры. Это симптомы тяжелой социально-политической болезни. На ее лечение денег в бюджете не находится. Деньги в офшорах и в зарубежных банках, куда их безостановочно выводят из России.

«Эффективный» бюджет неэффективного правительства
При обсуждении бюджетного проекта в Думе мы, коммунисты, дадим ему жесткую и объективную оценку. Фракция КПРФ внесет в проект свои поправки, направленные на увеличение расходов по важнейшим статьям. Но, разумеется, поддерживать правительственный проект бюджета в его нынешнем виде мы не станем. Однако, учитывая традиционную поддержку любых инициатив правительства провластным депутатским большинством, можно уверенно предположить, что бюджет будет принят со всеми вопиющими изъянами. Суммируя их, можно сформулировать основные проблемы бюджета, который навязывает стране власть. Проблемы, влияние которых на погружающуюся в системный кризис отечественную экономику и социальную сферу может оказаться фатальным.
-- Проект бюджета разработан на основе формального набора цифр, которые не отражают ни реального состояния российской экономики, ни ее сегодняшних запросов, и никак не связаны с решением тех задач, которые стоят перед страной.
-- В проекте бюджета не заложены условия и ресурсы для экономического роста, для модернизации и технического перевооружения экономики, для реализации программ импортозамещения.
-- Доходная часть бюджета свидетельствует о том, что она всецело зависит от сырьевых доходов. Следовательно, сохраняется все та же примитивно-сырьевая модель экономики.
-- Проект бюджета свидетельствует об очевидном погружении страны в затяжной кризис – экономический и финансовый. А это делает неизбежным и кризис социальный, чреватый политической дестабилизацией.
Говоря обо всем этом, коммунисты руководствуются не стремлением посеять панику или во что бы то ни стало найти повод для очернения власти. Мы стремимся на цифрах и фактах показать, какую цену страна и общество платят за насильственное встраивание России в глобальный капиталистический рынок. За нежелание власти менять социально-экономический курс. Мы доказываем, – и, уверен, доказываем убедительно, – что перед правительством, несущим прямую ответственность за кризисную ситуацию, давно пора поставить вопрос о его собственной эффективности, целесообразности сохранения нынешнего социально-экономического курса и кадрового состава кабинета министров. Наша партия предлагает программу вывода страны из кризиса, модернизации ее экономики и формирования правительства национальных интересов, правительства народного доверия."

ГУБАНОВ: ПОКОНЧИТЬ С ДОЛЛАРИЗАЦИЕЙ И ЭКСПОРТНО-СЫРЬЕВОЙ МОДЕЛЬЮ!



(Перепост беседы-интервью проф. М.М. Мусина с проф. С.С. Губановым, происходившей в 2009 г., но отнюдь не утратившей своей актуальности. Источник: http://moloko.ruspole.info/node/2647 )
--

Жируют, обескровливая Россию экспортом энергоносителей: Сечин и Миллер

*  *  *

Сергей Губанов:
"Кризис обесценил социальный контракт Кремля с олигархатом

- Сергей Семенович, прошел ряд заметных экономических форумов, в том числе Красноярский. Они оказались бедными на новые идеи. Там царила разноголосица по поводу причин кризиса. Одни полагают, что у нас кризис внешнего происхождения – поэтому, мол, от нас мало что зависит и лучше ждать повышения цен на нефть и газ. Другие утверждают, что кризис у нас больше внутренний и потому нужны неординарные антикризисные меры. Как разобраться, какие взгляды ближе к истине?
  – Марат Мазитович, Вы указали на две центральные версии: условно их можно назвать «внешней» и «внутренней», поскольку одна из них отводит решающую роль внешним, нероссийским причинам кризиса, а другая – внутренним, российским. По сути, определились две принципиальные позиции.
Конечно, спорить есть о чем. Вопрос о природе кризиса вовсе непраздный. Для России очень важно получить верный ответ на него. Будет верный ответ, будут и верные действия. И наоборот, ошибочные представления влекут за собой ошибочные действия, которые лишь отягощают и без того нелегкие последствия кризиса.
Истина на стороне тех ученых и политиков, которые исходят из реалий. Из фактов, ключевых для понимания природы кризиса.
Первый факт: Россия получила масштабный кризис совокупного внутреннего спроса. Именно кризис совокупного внутреннего спроса, а также кредитный кризис представляет нашу первоочередную особенность.
Спрос подкосило и в развитых странах, но там нет кризиса спроса; кредитование просело и в развитых странах, но там нет кредитного кризиса. Внешний для развитых стран кризис не перерос во внутренний кризис спроса, во внутренний кредитный кризис. А у нас в России – перерос.
Второй факт: внешний кризис есть кризис долларизации мира, т.е. американской глобализации. Жизнь опровергла мнение, будто от кризиса больше пострадают развитые страны и в меньшей степени – слаборазвитые. Подтвердилась справедливость другого критерия: сильнее ударило по тем, у кого выше степень долларизации экономики.
В числе наиболее пострадавших – страны с самой масштабной и глубокой долларизацией экономики. Среди них первыми значатся Россия и Украина. 
Многие не видят различия между долларом и долларизацией. Отсюда совершенно фантастические предположения о закате доллара, о проекте Вашингтона по созданию новой валюты и т.д.
Доллар и долларизация мира – это не одно и то же. Об участи доллара можно не беспокоиться. Нас должно беспокоить другое, а именно наше собственное отношение к долларизации российской экономики. Нас должно интересовать отношение России к доллару, а не то, как относятся к доллару США. 
Первостепенной важности вопрос тут: что такое выход из нынешнего кризиса, что такое нынешняя антикризисная политика – это политика устранения долларизации России или, наоборот, политика сохранения долларизации России?
Отвечает интересам нашего развития долларизация России и мира или нет – вот над чем должна задуматься наша экономическая наука. Если сохранять долларизацию – это одно; если освобождать экономику от долларизации – это в корне другое. Такова развилка: либо и дальше долларизация, либо свобода от долларизации. Tertium non datur – третьего и впрямь не дано.

- Это предельно конкретная постановка. В такой плоскости вопрос на форумах не ставился …  
– Да, так прямо вопрос ставится нечасто, но косвенно и окольным образом обсуждение все равно вертится вокруг отношения к долларизации в России.
И неспроста именно долларизация служит центром тяготения полемики. Здесь пролегает водораздел между главными позициями. Одна сторона видит пагубность долларизации российской экономики и выступает за независимость России от доллара, а другая – отстаивает сохранение зависимости России от доллара.
Фактически речь идет о том, как должна работать Россия – на саму себя или на США. Чтобы разобраться, нужно понимать значение долларизации мира, значение доллара как резервной валюты.
Давайте посмотрим вначале, что такое резервная валюта. Раз доллар имеет статус резервной валюты, значит Соединенным Штатам не нужны никакие резервы в иностранной валюте: достаточно доллара. Для США попросту нет разницы между внутренней и иностранной валютой. Соединенным Штатам не требуется иностранная валюта, чтобы оплачивать свой импорт.
Представим на мгновение, что все страны мира охотно продают свои ресурсы и даже национальное богатство за рубли. Россия моментально стала бы самой богатой страной, куда стекаются все ресурсы и товары мира. Взамен России осталось бы вести электронные рублевые счета, т.е. не тратиться даже на работу печатного станка.
Разумеется, ни одна страна мира на такой вариант добровольно не пойдет, ни одна не станет безвозмездно обогащать Россию.
Иное дело – США. Они поставили в экономическую и политическую зависимость от себя многие из стран мира. Они устроили глобальную систему долларового подкупа правящей элиты ряда стран, т.е. глобальную компрадорскую систему. Они покупают за доллары не только ресурсы, но правителей, законодательство и законодателей, законы, экономическую политику зависимых стран. Управляя компрадорским меньшинством зависимых стран, США эксплуатируют в своих интересах труд социального большинства, которое влачит жалкое существование и борется с вымиранием. Вот что такое долларизация мира. Это и есть однополярный мир. Это и есть глобализация по-американски, мировое господство США. Не случайно кризис долларизации означает и кризис американской глобализации.
Именно при опоре на систему компрадорской зависимости многих стран США стали единственной державой в мире, которой для обеспечения товарного импорта не нужны валютные резервы – достаточно эмиссии доллара. Всем остальным странам приходится вначале продавать свои товары, чтобы выручать иностранную валюту и покупать иностранную продукцию. Только США не нужно продавать свои товары, чтобы заполучать чужие. Соединенным Штатам достаточно печатать доллары, чтобы покупать товары у остального мира. Доллар как резервная валюта позволяет США даром получать товарный кредит остального мира.
Вместо нормальной схемы товарообмена «товар – доллар – товар американского производства» долларизация поддерживает и воспроизводит ненормальную: «товар – доллар – долговые бумаги США».
Страны, втянутые в схему долларизации, кредитуют США реальными товарными ресурсами, а взамен получают фиктивные бумаги, номинированные в долларах. Заметим: платят США по своим долговым обязательствам не товарами, не ресурсами, а опять же долларами.
За период с 2001 по 2008 г. США получили от остального мира чистый товарный кредит в объ-еме 6 трлн. долл. Абсолютно безвозмездно. Долларизация обеспечивает такую ситуацию, как если бы на США ежегодно даром работала страна размером с Россию, исправно снабжая американский капитал ценнейшими природными ресурсами и товарами.
В обмен США отдают не товары, а долларовые фантики. Доллары некуда разместить, кроме как только в долларовые долговые бумаги самих США. Получается, что в обмен США обязаны отдавать исключительно лишь доллары. Товарных обязательств перед остальным миром США не принимают. Им не приходится расплачиваться за жизнь в долг своим национальным богатством.
Втянута ли Россия в схему долларизации? Увы, втянута. В советское время защитой служили господство государственной собственности, государственного сектора экономики и плановая система хозяйствования. Денационализация сняла эту защиту. В результате денационализации экономики и дезорганизации плановой системы рухнул Советский Союз.
На экономику бывших республик СССР немедленно обрушилась долларизация. В результате антигосударственных реформ Россия стала работать на доллар, а тем самым – и на США. Вклад России в 6 трлн. долл., выжатых Соединенными Штатами из остального мира в 2001-2008 гг., составляет 15,4%; в абсолютном выражении это 800 млрд. долл., или примерно среднегодовой ВВП России. В таком объеме сложился даровой вывоз наших внутренних ресурсов, за которые страна получила фиктивные американские бумаги. Это наши прямые товарные потери по 100 млрд. долл. в год. 
Они составляют от 15 до 20% ВВП ежегодно.  Но долларизация означает не просто частичную работу России на США. Долларизация означает еще работу экономической системы России против экономического развития России.

- Хотелось бы, чтобы Вы подкрепили высказанное суждение конкретными доводами, понятными для наших радиослушателей.
– Приведу два аргумента. Первый – долларизация есть первопричина деиндустриализации российской экономики, массовой трудовой деквалификации россиян. Второй – долларизация ввела в действие модель проедания национального богатства России.
Начнем с первого аргумента. Чтобы он был понятнее, возьмем пример Валерия Вениаминовича Бабкина, почетного профессора Санкт-Петербургского технологического университета
В нефтехимическом комплексе вслед за сырьевым переделом идут 4 перерабатывающих передела. Тонна нефтегазового сырья стоит 105 долл. – это добывающий передел. Первый передел переработки добавляет в расчете на 1 тонну сырья 55 долл. новой стоимости, второй – 170, третий – 500, четвертый – 760. Таким образом, чистый мультипликатор добавленной стоимости всего комплекса здесь – 7,24 (760/105). Это при полной внутренней переработке тонны сырья, когда все переделы связаны друг с другом вертикальной интеграцией.
Но межотраслевой связи переделов теперь нет. Каждый из них находится в частной собственности. Собственник добывающего передела отправляет сырье на экспорт, выручает с 1 тонны 105 долл., отчисляет часть сырьевой ренты в бюджет, а прибыль кладет в карман. Сырьевые собственники не внакладе. Зато стране достаются гигантские потери. В расчете на 1 тонну сырья, во-первых, национальное богатство России уменьшается на 105 долл.; во-вторых, Россия теряет еще 760 долл. неполученной добавленной стоимости; в-третьих, работает только добывающий передел, а все перерабатывающие остановлены.
Как видим, ради долларовой выручки компрадорский капитал блокирует работу обрабатывающей промышленности. Экспорт сырья служит обогащению олигархов, а не развитию производств с высокой добавленной стоимостью и высокой производительностью труда. Конечно, при национализации стратегических высот экономики долларизации не было бы: тогда на полную мощность работала бы наша обрабатывающая промышленность.
Таким образом, денационализация открыла двери перед долларизацией. А из-за долларизации нарастает деиндустриализация, морально и физически устаревает производительный капитал, множатся инфраструктурные ограничения, происходит массовая деквалификация кадров, отсутствуют «длинные деньги» в виде долгосрочных депозитов, падает покупательная способность рубля и населения, увеличивается социальная несправедливость и дифференциация, а страна остается в критической зависимости от иностранного капитала.
Поднимемся теперь от отдельного комплекса на уровень народного хозяйства: еще в 2004 году с использованием отчетных межотраслевых балансов было установлено, что в расчете на 1% рентабельности частного капитала в промежуточном производстве Россия напрямую теряет 2% ВВП.
Как видим, денационализация действительно вылилась у нас в долларизацию и деиндустриализацию. Все это звенья одной и той же цепи, все это долгосрочные и тягостные последствия антигосударственных реформ 1990-х гг.

- Выходит, Юрий Михайлович Лужков прав, когда говорит, что истоки нынешнего кризиса тянутся еще в 1990-е гг.?
– Юрий Михайлович высказывает точку зрения, которой придерживаются многие ученые-экономисты, в том числе МГУ.
Должен сказать, 23-24 апреля в МГУ, на экономическом факультете, в рамках традиционных Ломоносовских чтений намечено основательное обсуждение текущего социально-экономического положения России, перспектив неоиндустриального развития, стратегии антикризисных мер. Насколько мне известно, ряд ученых готовится выступать как раз с «внутренней» версией объяснения природы российского кризиса. Несколько публикаций с обоснованием этой версии поместил в недавних номерах и журнал «Экономист».
В пользу преимущественно внутренней природы переживаемого Россией кризиса свидетельствует также второй аргумент, к которому хотел бы перейти. Повторю его: на основе денационализация действует пагубная модель проедания национального богатства России.
К сожалению, жанр радиопередачи не позволяет наглядно показать формализацию модели, поэтому попытаюсь описать ее и дать оценку важнейших параметров.
Как известно, природные ресурсы, разведанные и подготовленные к вовлечению в хозяйственный оборот – нефть, газ, древесина, цветные и черные металлы, удобрения, биоресурсы и т.д. – уже сосчитаны и входят в состав национального богатства. Их извлечение означает сокращение национального богатства. Если извлекаемые ресурсы не служат внутреннему производству продукции с высокой добавленной стоимости, а продаются и затем просто проедаются, значит Россия расходует свое национальное богатство на текущее потребление. Это и отражает упрощенная формализация:
Wt1 = Wt0 – wt0 + wt0×k×m = Wt0 + wt0×(k × m -1),
где
Wt0 – на начало текущего года
Wt0 – на начало прошлого года;
wt0 – стоимость извлеченных природных и прочих ресурсов в прошлом году;
k – доля извлеченных ресурсов, перерабатываемая внутренней промышленностью;
m – агрегированный мультипликатор добавленной стоимости в промышленности.
Подставляем реальные данные, усредненные за 2001-2008 гг., и получаем:

Wt1 = Wt0 + wt0×(0,5 × 1,8 -1) = Wt0 - 0,1× wt0.

Знак вышел отрицательным. Результат указывает на ежегодное уменьшение национального богатства в объеме 10% стоимости извлекаемого сырья. Таков источник роста ВВП в период 2001-2008 гг., называемый еще периодом «тучных лет». Цифра сокращения национального богатства в одном только 2008 г. эквивалентна 42,2 млрд. долл.
Как видим, на протяжении всего периода 2001-2008 гг. рост ВВП обеспечивался посредством проедания национального богатства. Так было и в 1990-е гг.
Глубокий внутренний кризис,  паразитический и непроизводительный характер действующей модели маскировала инфляция нефтедолларов: на поверхности представал рост ВВП. Конечно, ученые и специалисты не разделяли иллюзий. Анализ показывал, что на 1% прироста ВВП в 2000-2008 годы приходится 0,9% прироста цен сырьевого экспорта, что совокупный рост ВВП на 90% обусловлен инфляцией нефтедолларов, а потому является безресурсным, бестоварным, фиктивным.
Из анализа следовал вывод, что Россия довольствуется ростом без развития. Этот вывод подкреплялся дополнительными индикаторами: отрицательным качеством роста, отрицательной приростной конкурентоспособностью страны, низким мультипликатором добавленной стоимости в расчете на единицу стоимости сырья: 1,8 против 14-15 в США и ведущих странах ЕС.
Подтверждалось и состояние деиндустриализации экономики России. Работоспособность нашей промышленности не восстановлена даже в той мере, какая необходима для простого сохранения имеющегося национального богатства России.
Таковы основные аргументы, которые доказывают взаимосвязь денационализации, долларизации и деиндустриализации России.
Отсюда следует принципиальный вывод: падение цен нефтегазового экспорта не создало, а только обнажило глубокий и общесистемный внутренний кризис. Это тот самый кризис, который действительно порожден антигосударственными реформами, и прежде всего – тотальной и внеэкономической денационализацией, сдачей командных высот экономики компрадорскому капиталу. Кризис долларизации не имеет к его происхождению ни малейшего отношения. Напротив, кризис долларизации перевел наш внутренний и системный кризис из скрытой формы в открытую.

- Об этом молчит Кремль, молчат экономические ведомства и те экономисты, которые специализируются на оправдании реформаторов. Они что, до сих пор скрывают реальную ситуацию? Какой смысл в такой позиции Кремля?
– Это весьма болезненный вопрос. Политического здесь не меньше, чем экономического. Но главенствуют экономические причины. Их анализ помогает до некоторой степени прояснить позицию Кремля. Как показывает анализ, у Кремля сейчас во многом связаны руки, он не очень-то самостоятелен в решениях, поскольку ограничен социальным контрактом с олигархическим капиталом.
Не буду вдаваться в методику анализа – у науки свои секреты. Перейду сразу к результатам. Во взаимоотношениях между Кремлем и олигархическим капиталом особняком стоят 2006 и 2007 гг., – годы, на которые приходится разработка и осуществление стратегии обеспечения преемственности власти.
В точке для 2007 г. установлен эксцесс данных, нетипичный выброс, статистическую аномалию. Фактически год парламентских выборов. Очевидно, на операцию "Преемник" понадобились средства. В связи с выборами и обеспечением преемственности власти в Кремле на олигархов легла предельная финансовая нагрузка. Кремль заключил с олигархатом взаимное соглашение.
По движению контрольного параметра отчетливо видно, что на протяжении января-сентября 2008 г. Кремль добросовестно исполнял свои обязательства перед олигархическим капиталом. Скорее всего так бы оно и шло, но тут грянул кризис.
Кризис поставил Кремль в нелегкую ситуацию. Конечно, Кремлю выгоднее всего было бы заключить новый социальный пакт с олигархатом. И, по-видимому, Кремль подразумевал именно такой сценарий. Но компрадорский капитал обезумел от кризиса. Олигархи наперегонки бросились выжимать из Кремля средства, дабы конвертировать в доллары и вывезти за границу. Кремль, верный взятым обязательствам, пошел олигархам навстречу.
Перед олигархами, надо признать, Кремль держит свое слово. Он отдал им 5 трлн. руб., что по докризисному курсу составляет около 200 млрд. долл.
К сожалению, не столь сильно дорожит Кремль словом по отношению ко всем остальным, кроме олигархов. Страна полагала, что девальвация есть та цена, которую придется уплатить за поддержку кредитования промышленности. Кремль так и преподносил свои действия: мол, государственные деньги предоставляются частным банкам ради увеличения ликвидности, ради рублевого кредитования. Это была ложь, и отнюдь не ради спасения кредитования. Это была ложь во имя спасения олигархов.

- Наличие у Кремля социального контракта с олигархическим капиталом действительно многое проясняет в позиции и действиях Кремля. Отсюда, наверное, и низкая эффективность антикризисных мер?
– На мой взгляд, 2008 год оказался годом ложных оценок и решений. Вопреки верным оценкам антигосударственная идеология поощряла неверные.
Так, в 2008 году скрывался масштаб проблемы совокупного внутреннего спроса, который не был и не мог быть источником развития. Скрывалась также критическая зависимость России от внешних факторов, от цен сырьевого экспорта. Скрывалась причинно-следственная связь между долларизацией и деиндустриализацией российской экономики. Скрывался факт роста ВВП на основе проедания и сокращения общественного богатства России.
Высшему руководству страны вплоть до второй половины октября 2008 года внушалось представление о России как «островке стабильности», докладывалось о «фундаментальной устойчивости» экономики, финансово-банковской системы, о якобы завершенном переходе от внешних к внутренним источникам экономического роста.
Причиненные тем самым издержки гораздо значительнее, чем потеря драгоценного времени в 2008 году. Они ставят под вопрос достижения 2000-2008 годов: «суверенную демократию», «вертикаль власти», политику индексации бюджетных расходов, стратегию «собирания» СНГ, линию противодействия выходу НАТО на периметр российских границ, консенсус по инновационной диверсификации народного хозяйства и т.д.
Возник даже «кризисный мультипликатор», и он в состоянии создать на порядок более тяжелые проблемы. Скажем прямо: без перехода от антигосударственной идеологии к государственной не исключена возможность перерастания экономического кризиса во внутриполитический.
Это крайний вариант, однако кремлевские решения, основанные на компромиссах и джентльменских соглашениях с представителями сырьевого капитала, – девальвация рубля, пополнение ликвидности частных банков за счет налогоплательщиков, обращение рублевой ликвидности в доллары, вывоз денежного капитала за рубеж, коллапс кредитования обрабатывающей промышленности, – привели и продолжают вести к увеличению такой вероятности.
Если судить по делам, а не словам, то реализованные с октября 2008 года решения оказались не в пользу индустриально-промышленного капитала России; они – в пользу сырьевого, олигархического капитала. Эти решения не в интересах России, поскольку не направлены на полное освобождение экономики от долларизации.
Позиция Кремля диктуется содержанием заключенного контракта: преемственность власти в Кремле в обмен на преемственность власти сырьевого капитала в экономике.
Но кризис обесценил социальный контракт Кремля с олигархатом. Всевластия олигархического капитала экономике России больше не выдержать. Экономике России нужна власть высокотехнологичного, неоиндустриального капитала. Экономическая преемственность стала неприемлемой для России.

- По логике, вопрос возникает тогда и в отношении преемственности власти в Кремле, т.е. в отношении политической преемственности.
  – Господство сырьевого, по сути компрадорского капитала объективно обречено. Полный его крах – это вопрос ближайшего времени. В сущности, компрадорский капитал перестал быть опорой преемственности политической власти. История предоставляет Кремлю по сути единственный шанс удержания политической преемственности – Кремлю необходимо срочно заключить социальный контракт с высокотехнологичным, национально ориентированным капиталом.

- Но мы знаем, насколько слаб сейчас наш промышленный капитал. В нынешнем своем состоянии он не в состоянии не только господствовать, но даже просто стоять на ногах.
– Да, это так. И все же ситуация далеко не безысходная. Есть один могучий фактор, способный разом и в корне переменить всю ситуацию. Надо возвратить государству стратегические высоты экономики.
Необходима стратегическая национализация и быстрая, плановая вертикальная интеграция экономики. Тогда Россия получит мощный государственно-корпоративный сектор, сильный государственно-корпоративный капитал. Такой капитал будет не только достаточно сильным, но сможет стать фундаментом устойчивой государственной власти.
Централизованная собственность и централизованный производительный капитал всегда были, есть и будут основой централизованного государства. Напротив, децентрализованная экономика неминуемо ведет к децентрализации государства. Надо ли говорить, что такое децентрализация государства в России, в многонациональной и федеративной стране? Понятно само собой, децентрализация для России равнозначна дефедерализации, распаду.
Скажу прямо: альтернативы национализации стратегических высот экономики России не существует. Альтернативы и раньше не было, в 1990-е гг., а теперь и нет подавно. Слишком туго переплетен сейчас клубок внутренних противоречий: и экономических, и политических, и социальных, и межэтнических. И способ их разрешения единственен – стратегическая национализация. Национализация земли, банков, добывающего сектора, инфраструктурных монополий. Другого способа не дано. Более действенного способа просто нет. 
 Никакие другие меры не сравнимы по эффективности со стратегической национализацией, ибо это условие для вертикальной интеграции народного хозяйства.
По итогам 2008 г. легко оценить неэффективность принятых антикризисных мер и понять причину их неэффективности: качество роста отрицательное; темп роста промышленности ниже темпа роста ВВП; приростная конкурентоспособность на порядок уступает показателю развитых стран; национальное богатство сократилось на 42,2 млрд. долл.; инфляция по дефлятору ВВП двузначная и доходит до 19%.
ВВП   5,6%
Дефлятор ВВП         18,8%
Промышленность     2,1%
Модель проедания национального богатства России {Wt1 = Wt0 + wt0×(0,5 × 1,8 -1) = Wt0 - 0,1× wt0.}   -10% стоимости сырьевого экспорта (42,2 млрд. долл. в 2008  г.)
Мультипликатор валовой добавленной стоимости (критически низкий, в 8 раз ниже чем в развитых странах)         1,90
Качество экономического роста (отрицательное): рост без развития  -3,21
Пропорция доходов от обработки и сырья в госбюджете         34:66 ≈ 1:2
Конкурентоспособность (на порядок ниже, чем в развитых странах)            2,62
Эффект импортозамещения (возможности невелики)   2,1% ВВП
Эффект «институтов развития» (сугубо виртуальный) 0,1% ВВП
Эффект вертикальной интеграции экономики России (предпосылка – стратегическая национализация; модель максимизации внутреннего совокупного спроса) 53,4% ВВП
На что рассчитывать? Потенциал эффекта импортозамещения незначителен и составляет всего 2,1% ВВП. Эта мера нас не выручит. Поэтому девальвация рубля экономически бесполезна, а политически и вовсе вредна, ибо подрывает рубль как стимул для россиян и стран СНГ. Рассчитывать на околороссийский спрос незачем.
Рассчитывать нужно на внутрироссийский спрос, а для этого нужна система и умение ведомств экономического блока обеспечить его. Но ни системы, ни умения сейчас нет.
Время потрачено на так называемые институты развития, но их потенциал смехотворен – 0,1% ВВП. Министерство экономического развития РФ впустую потратило 8 лет работы. Сейчас оно, во время кризиса, вышло с программой развития конкуренции, т.е. по-прежнему предлагает делить и расчленять. О вертикальной интеграции оно даже не думает.
Между тем России сейчас нужны те, кто умеет умножать, объединять, налаживать плановое взаимодействие добывающих и перерабатывающих секторов промышленности. Кто умеет загрузить страну работой по развитию, по неоиндустриальной модернизации России.
Наибольший эффект способна обеспечить вертикальная интеграция экономики – как минимум, 53,4% ВВП. А предпосылкой вертикальной интеграции является опять-таки стратегическая национализация.

- Некоторые экономисты, в их числе весьма видные, считают возможным обойтись без национализации банковской системы и ограничиться валютным контролем…
– Мне хорошо известна такая точка зрения. Отношусь к ней спокойно, поскольку валютный контроль ближе к валютной монополии, чем к дерегулированию. Тем не менее должен сказать: валютного контроля уже недостаточно, ибо он неспособен дать решение задачи кредитования.
Обратимся к фактам. Возьмем данные по банковской системе за год, с 1 марта 2008 г. по 1 марта 2009 г. Кремль пополнял банки рублевой ликвидностью, а те конвертировали рубли в доллары и выводили за рубеж. В частную систему закачали, округленно, 5 трлн. руб., а из нее вытекли 5,2 трлн. руб. За рубеж переправлены средства в объеме 63,4% федерального бюджета, или 12,5% ВВП.
Истрачены свыше 5 трлн. руб. Результат? Задача промышленного кредитования не решена. Страна осталась с инфляцией. Ее потенциал только от мер «по повышению ликвидности» – как минимум 13% ВВП. Страна осталась без ресурсов кредитования: они сократились на 200 млрд. руб. Такова плата России за частный банковский сектор. Такова цена отказа от немедленной национализации банковской системы. И это далеко не окончательная цена.
В сложившейся ситуации валютный контроль неэффективен и промышленного кредитования не наладит. Чтобы обеспечить нормальное кредитование, нужно срочно ввести общегосударственный кредитный план, общегосударственный план капиталовложений, общегосударственный экспортно-импортный план. На основе валютного контроля такие планы неосуществимы. Они осуществимы только на основе национализации банков. 
Промышленности нужны кредиты. Если мы от имени экономической науки принесем промышленникам валютный контроль, то просто не сможем глядеть в глаза руководителям предприятий. Наша обязанность – дать обрабатывающей промышленности реальные кредиты, и чем скорее, тем лучше.
Экономическую науку не должны волновать интересы банкиров и олигархов. Экономическую науку должна волновать работоспособность нашей промышленности. Промышленность и сугубо лишь наша промышленность – вот главное и основное. Грош цена всем тем предложениям, какие не направлены на обеспечение работы обрабатывающей промышленности России.
Банкиры переживут национализацию банков. Но наша промышленность не переживет сохранения частной банковской системы. Надо учитывать реальные условия. В иных условиях обошлось бы и валютным контролем. Сейчас – не обойдется. Частные банки не хотят кредитовать промышленность. Значит банки должны перестать быть частными. Они должны стать государственными. И как государственные, они должны выполнять общегосударственные планы: по кредитам и кредитованию оборотных средств, по капиталовложениям, по кредитованию федеральных целевых программ, по кредитованию дорожного и жилищного строительства и т.д. Пусть попробует тогда какой-то банкир или управленец прикарманить государственные средства – технологически не получится. А за малейшую попытку – понесет примерное наказание.
Хотел бы также подчеркнуть: национализация нужна не ради национализации – стратегическая национализация нужна ради вертикальной интеграции отечественной экономики, ради того, чтобы Россия работала на саму себя, а не на покупательную способность доллара.
Позволит валютный контроль провести вертикальную интеграцию, если сохраняется господство олигархической собственности и добывающий сектор будет наглухо отгорожен от обрабатывающей промышленности? Позволит создать нам госкорпорации спроса: авиационную, судовую, сверхбыстрых вычислений, автодорожную, железнодорожную, цифрового телевещания, жилищно-строительную и т.д.? Не позволит.
У нас созданы отраслевые холдинги, которые неверно называют госкорпорациями. Госкорпо-рации без вертикальной интеграции, без внутренних межотраслевых цепочек добавленной стоимости заведомо неэффективны. Это – во-первых. Во-вторых, они неполноценны, пока нет госкорпораций спроса.
Приведу пример. Чтобы нормально работала объединенная авиастроительная корпорация, спрос на ее продукцию должна предъявлять объединенная общегосударственная авиакомпания типа единого «Аэрофлота». Без объединенного заказчика нет совокупного спроса, а без совокупного спроса, на одних только бюджетных крохах не развернуть массового и серийного авиастроения. Укрупнение наукоемкого производства должно идти рука об руку с укрупнением структур спроса на его продукцию: на самолеты, суда, суперЭВМ, микропроцессоры, средства космической навигации и т.д.
Вертикальная интеграция требует пропорциональности, а значит и пропорциональности требует также стратегическая национализация. Вот почему речь идет о национализации земли, электроэнергетики, топливно-энергетического комплекса, инфраструктурных монополий, включая аэропорты, речные и морские порты, судовые компании.
Укрупнение спроса требует укрупнения организационных структур, т.е. создания госкорпораций спроса. Тогда будет баланс между производственными госкорпорациями и госкорпорациями критически важного спроса. Тогда не придется упрашивать судовые компании покупать отечественные суда, а рыбаков – отправлять продукцию на внутренний рынок.

- Немаловажно, наверное, что такие мощные госкорпорации позволяет на деле организовать общий рынок товаров и технологий стран СНГ?
– Безусловно. На Россию с надеждой смотрят соседние братские республики. Они заинтересо-ваны в сильной и могучей России. Позиция большинства такова – устоит и окрепнет Россия, значит все нормально будет и у нас. Пойдет на подъем Россия, пойдет и наше развитие.
Нам нельзя провалиться. Нельзя обмануть тех, кто верит в Москву, в Кремль, в коллективный государственный разум России. Для братских народов именно Москва олицетворяет способность найти выход из любого положения, каким бы сложным и драматичным оно ни было. Если угодно, люди ждут чуда – чуда победы, как под Москвой в 1941 г.
Таково массовое настроение. Оно выражает общие интересы. И наши в том числе. Вот почему надо требовательнее относиться к Кремлю, к его идеологии, политике, решениям. Не оттого, что мы хотим провала, а потому, что мы не хотим провалиться. Дальше отступать некуда. Надо действовать по формуле развития: неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция. Это формула успеха, а не провала."

КИЕВ ВЫГОРИТ ЭТОЙ ЗИМОЙ - ОТ ХИТРОЖОПОСТИ ЯЦЕНЮКА

--


Яценюк распорядился начать отопление жилых домов лишь после того, как три дня будет держаться температура не выше минус 8 градусов. Не верите - вот вам Яценюк это "вымовляет" собственными устами на видео: http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=Z9H3J2kwwLc .

Экономия на отоплении, конечно, теоретически должна получиться потрясающая, ведь по статистике среднесуточная температура в Киеве в октябре составляет +7 градусов, в ноябре +2 градуса, в декабре – «минус 3» градуса. Среднесуточная температура «минус 8» градусов устанавливается обычно в январе или первой декаде февраля. Вот тогда-то Яценюк и намерен обогреть терпеливых киевлян.

Свою виллу Яценюк, конечно, отапливает уже сейчас. Сей хитрожопый потомок раввинов делает это, наплевав на мерзнущих киевлян. Но они и сами тоже не лаптем щи хлебают...

Поэтому чует моё сердце, что Киев сгорит уже где-то в декабре, когда все киевляне поневоле займутся изобретательством на тему индивидуального обогрева. Натащат в свои городские квартиры дров, канистр с бензином, баллонов с газом, обзаведутся "буржуйками" и прочими примитивными обогревателями... Тут-то и начнутся пожары, подобные описанному уроженцем Киева М.А. Булгаковым в рассказе "Дом Эльпит-Рабкоммуна", из которого я тут выкладываю следующий, воистину драматический отрывок:
*  *  *

"... И вот жили, жили, ан в феврале, в самый мороз, заело вновь с нефтью. И Эльпит ничего не мог сделать. Взятку взяли, но сказали:
— Дадим через неделю.
Христи на докладе у Эльпита промолвил тяжко:
— Ой... Я так устал! Если бы вы знали, Адольф Иосифович, как я устал. Когда же все это кончится?
И тут, действительно, можно было видеть, что у Христи тоскливые стали, замученные глаза. У стального Христи.
Эльпит страстно ответил:
— Борис Самойлович! Вы верите мне? Ну, так вот вам: это последняя зима. И так же легко, как я эту папироску выкурю, я их вышвырну будущим летом к чертовой матери. Что? Верьте мне. Но только я вас прошу, очень прошу, уж эту неделю вы сами, сами посмотрите. Боже сохрани — печки! Эта вентиляция... Я так боюсь. Но и стекла чтобы не резали. Ведь не сдохнут же они за неделю? Ну, может, шесть дней. Я сам завтра съезжу к Иван Иванычу.
В Рабкоммуне вечером Христи, выдыхая беловатый пар, говорил:
— Ну, что ж... Ну, потерпим. Четыре-пять дней. Но без печек...
И правление соглашалось:
— Конешно. Мыслимо ли? Это не дымоходы. Долго ли до беды.
И Христи сам ходил, сам ходил каждый день, в особенности в пятый этаж. Зорко глядел, чтобы не наставили черных буржуек, не вывели бы труб в отверстия, что предательски-приветливо глядели в углах комнат под самым потолком.
И Нилушкин Егор ходил.
— Ежели мне которые... Это вам не дымоходы. В двадцать четыре часа.

На шестой день пытка стала нестерпимой. Бич дома, Пыляева Аннушка, простоволосая, кричала в пролет удаляющемуся Нилушкину Егору:
— Сволочи! Зажирели за нашими спинами! Только и знают — самогон лакают. А как обзаботиться топить — их нету! У-у, треклятые души! Да с места не сойти, затоплю седни. Права такого нет, не дозволять! Косой черт! (Это про Христи!) Ему одно: как бы дом не закоптить... Хозяина дожидается, нам все известно!.. По его, рабочий человек хоть издохни!..
И Нилушкин Егор, отступая со ступеньки на ступеньку, растерянно бормотал:
— Ах, зануда баба... Ну, и зануда ж!
Но все же оборачивался и гулко отстреливался:
— Я те затоплю! В двадцать четыре...
Сверху:
— Сук-кин сын! Я до Карпова дойду! Что? Морозить рабочего человека!
Не осуждайте. Пытка — мороз. Озвереет всякий...

...В два часа ночи, когда Христи спал, когда Нилушкин спал, когда во всех комнатах под тряпьем и шубами, свернувшись, как собачонки, спали люди, в квартире 50, комн. 5 стало как в раю. За черными окнами была бесовская метель, а в маленькой печечке танцевал огненный маленький принц, сжигая паркетные квадратики.
— Ах, тяга хороша! — восхищалась Пыляева Аннушка, поглядывая то на чайничек, постукивающий крышкой, то на черное кольцо, уходившее в отверстие, — замечательная тяга! Вот псы, прости Господи! Жалко им, что ли? Ну, да ладно. Шито-крыто.
И принц плясал, и искры неслись по черной трубе и улетали в загадочную пасть... А там в черные извивы узкого вентиляционного хода, обитого войлоком... Да на чердак...

Первыми блеснули дрожащие факелы Арбатской... Христи одной рукой рвал телефонную трубку с крючка, другой оборвал зеленую занавеску...
— ...Пречистенскую даешь! Царица небесная! Товарищи!!. — Девятьсот тридцать человек проснулись одновременно. Увидели — змеиным дрожанием окровавились стекла. Угодники святители! Во-ой! Двери забили, как пулеметы, вперебой...
— Барышня! Ох, барышня!! Один — ох — двадцать два... восемнадцать. Восемнадцать... Краснопресненскую даешь!..
...Каскадами с пятого этажа по ступеням хлынуло. В пролетах, в лифтах Ниагара до подвала.
— По-мо-ги-те!.. Хамовническую даешь!!
Эх, молодцы пожарные! Бесстрашные рыцари в золото-кровавых шлемах, в парусине. Развинчивали лестницы, серые шланги поползли как удавы. В бога! В мать!! Рвали крюками железные листы. Топорами били страшно, как в бою. Свистели струи вправо, влево, в небо. Мать! Мать!! А гром, гром, гром. На двадцатой минуте Городская с искрами, с огнями, с касками...
Но бензин, голубчики, бензин! Бензин! Пропали головушки горькие, бензин! Рядом с Пыляевой Аннушкой, с комнатой 5. Ударило: раз. Еще: р-раз!
...Еще много, много раз...
А там совсем уже грозно заиграл, да не маленький принц, а огненный король, рапсодию. Да не capriccio, а страшно — brioso. Сретенская с переулка — дае-ешь!! Качай, качай! А огонь Сретенской — салют! Ахнуло так, что в левом крыле во мгновение ока ни стекла. В среднем корпусе бездна огненная, а над бездной как траурные плащи-бабочки, полетели железные листы.
Медные шлемы ударили штурмом на левое крыло, а в среднем бес раздул так, что в 4-м этаже в 49 номере бабке Павловне, что тянучками торговала, ходу-то и нет! И, взвыв предсмертно, вылетела бабка из окна, сверкнув желтыми голыми ногами. Скорую помощь! 1-22-31!! Кровавую лепешку лечить! Угодники Божии! Ванюшка сгорел! Ванюшка!! Где папанька? Ой! Ой! Машинку-то, машинку! Швейную, батюшки! Узлы из окон на асфальт бу-ух! Стой! Не кидай! Товарищи!.. А с пятого этажа, в правом крыле, в узле тарелок одиннадцать штук, фаянс буржуйский бывший, как чвякнуло! И был Нилушкин Егор, и нет Нилушкина Егора. Вместо Нилушкиной головы месиво, вместо фаянса — черепки в простыне. Товарищи! Ой! Таньку забыли!.. Оцепить с переулка! Осади! Назад! В мать, в бога!
Током ударило одного из бесстрашных рыцарей в подвале. Славной смертью другой погиб в бензиновом ручье, летевшем в яростных легких огнях вниз. Балку оторвало, ударило и третьему перебило позвоночный столб.
С самоваром в одной руке, в другой — тихий белый старичок, Серафим Саровский, в серебряной ризе. В одних рубахах. Визг, визг. В визге топоры гремят, гремят. Осади!!. Потолок! Как саданет, как рухнет с третьего во второй, со второго в первый этаж.
И тут уже ад. Чистый ад. Из среднего хлещет так, что волосы дыбом встают. Стекла последние, самые отдаленные — бенц! Бенц!"