понедельник, 29 апреля 2013 г.

О "ПРОПАГАНДЕ" БЕРНЕЙСА И "СМЫСЛАХ" КУРГИНЯНА

Я публикую ниже выдержки из книги Эдварда Бернейса "Пропаганда" - Edward Bernays: "Propaganda". Моя цель при этом - не рекламировать буржуйскую пропаганду Бернейса - этого американского Геббельса, а открыть русскоязычной публике глаза на то, как живет и побеждает подлая и лживая бестия капитализма при помощи изощренного оперантного манипулирования поведением подвластных масс. Это необходимо прежде всего потому, что движение "Суть времени" глубоко уважаемого мною Сергея Кургиняна имеет какую-то допотопную, доморощенную идеологию, губительную для этого движения из-за своей идеалистической антинаучности и отрешенности "от мира сего".

Позвольте процитировать в подтверждение этого тезиса программные заявления Кургиняна из его недавней (февраль 2013 года) статьи "От Поклонной до Колонного. Роль нашего движения в той политической войне, которая определяет облик современной России" - http://gazeta.eot.su/article/ot-poklonnoy-do-kolonnogo-rol-nashego-dvizheniya-v-toy-politicheskoy-voyne-kotoraya-2 :

"Сказав о гносеологической науке, для которой важно только истинное, а там хоть трава не расти, мы сразу получаем возможность противопоставить ей другую науку, назвав эту науку сотериологической (сотериология — наука о спасении).
Если не использовать иноземных слов, то можно говорить о науке лишь постигающей и науке постигающей и спасающей. Но это то же самое, что сказать о науке гносеологической и сотериологической.
Сотериологическая наука всегда была и всегда находилась в тени науки гносеологической. Из этой тени ей предстоит выйти в XXI веке. Причем только потому, что наука гносеологическая явным образом превращается в убийцу человечества." (...)

И вот, несправедливо свалив на науку вину капитализма как действительного "убийцы человечества" и сделав (цитирую далее) "апелляцию к" некоей высосанной им из пальца и одному ему ведомой "сотериологической науке как антитезе науке гносеологической",
которую он представляет ошарашенной публике следующим образом (цитирую далее):
"Сотериологическая наука и служение человеку и человечеству как источнику беспредельного, бесконечного восхождения — вот что такое коммунизм 2.0, он же Сверхмодерн",
Кургинян снова назидательно проигрывает публике свою заезженную пластинку о "смыслах" (цитирую далее):
"... только приобщение к высочайшему смыслу (он же метафизика) порождает идеалы. Только идеалы порождают цели. Только цели порождают смыслы. Только смыслы создают язык и коммуникацию. Только коммуникация обеспечивает сплоченность. Только сплоченность создает альтернативу всевластию врага. И так далее.
Не будет предельного, то бишь предельно высокого — мы не победим никогда. Причем это предельное должно быть для нас актуальным. Из него мы реально должны черпать силы. На него мы должны опираться в своей обычной и чрезвычайной мобилизации."

Не в обиду будь Вам, дорогой Сергей Ервандович, сказано, но так нельзя! Или Вы объясните "популярно", что все эти словеса значат, или объявите их (по примеру церкви) "святыми таинствами", или я должен буду сказать Вам открытым текстом, что они - чепуха на постном масле. Ведь Ваше движение "Суть времени"- единственное действительно народное патриотическое движение в России, и создать его, привлечь массу убежденных и активно действующих сторонников - это воистину и великий труд, и великое достижение. Вот поэтому-то я и прихожу в ужас, видя, какая махровая идеалистическая белиберда прилеплена к нему в качестве идеологии. Ведь от неё за версту несёт даже не 20-м веком, а началом 19-го!

Поймите, что пытаться победить этими "высочайшими метафизическими смыслами" капитализм, пользующийся теперь ещё более усовершенствованными, чем у Бернейса, технологиями массовой манипуляции - совершенно безнадежное дело! Вместо этой Вашей туманной и бесплодной "сотериологии" для возрождения и построения социалистического общества надо применять бихевиористскую технологию социальной инженерии, и баста!

Признаюсь, что не могу активно участвовать в Вашем замечательном движении по той простой причине, что живу не в России, а в Германии, и уже 20 с лишком лет назад, в самый разгар предательской ельцинской свистопляски, по тяжелой практической необходимости перешел в гражданство ФРГ. Поэтому мне остаётся лишь возможность быть благожелательным критиком Вашего движения "Суть времени" со стороны, и надеюсь, что моя критика окажет только положительное, стимулирующее воздействие. Такова искренняя цель моих заметок о Вас и "Сути времени".

Но приступим к делу. Книга Бернейса "Пропаганда" является саморазоблачением лживой буржуйской "демократии", прямо заявляющим, что это очень даже хорошо, что народ полностью лишен свободы принятия решений в этой так называемой "демократии", даже в той блаженной обстановке, когда народ не подвергается откровенному насилию со стороны власть имущих. Она, их "демократия" - просто мираж рекламно-пропагандистского охмурёжа наивной публики, за которым прячется закулисная тираническая власть олигархии миллиардеров.

И когда охмуреж перестаёт действовать, тогда капиталисты-империалисты устанавливают фашистские диктатуры - к которым систематически прибегали марионеточные режимы США повсюду - в Латинской Америке, Греции, Испании, Турции, Пакистане и многих других странах Азии и Африки, и которая маячит теперь за "войной с терроризмом" и разгулом полицейского террора в самих США. Уж об этом-то охмуряла Бернейс благоразумно молчит в тряпочку. Но такова реальность капитализма, хотим мы этого или нет. Именно поэтому капитализм - злейший враг истинной демократии!

С первой же страницы Бернейс воспевает закулисную олигархию. Он с гордостью элитарного интеллектуала заявляет, что «свобода выбора и конкуренции» - мнимая, а на практике миром капитализма правит диктатура закулисных манипуляторов.
Но пиар - это вовсе не "манипуляция сознанием", а оперантное руководство к действию. Пиар вдалбливает публике конкретные шаблоны поведения, которые пиарщики встраивают в систему оперантных взаимоотношений подкрепления в обществе.
Поэтому пиар работает вовсе не так, как это по-фрейдистски, со ссылкой на мнимые «инстинкты», интерпретирует сам Бернейс. Он был племянником Фрейда с обеих сторон - как материнской, так и отцовской, и его почитание и возвеличивание бредятины своего знаменитого дядюшки было не более чем пиарным трюком - "кукушка хвалит петуха"...

Книга Бернейса "Пропаганда" была опубликована еще в 1928 году. Но КПССные идеологи и пропагандисты о ней, очевидно, вообще не слыхивали. Да и нынешние противники порабощения России Западом, по-видимому, тоже её не читали. Караул и позор! Россию и нас всех спасает, вероятно, лишь тупость и серость ЦРУшных наёмников и предателей, полагающихся в основном на массивное медиальное воздействие своей халтурно слепленной пропаганды и не владеющих виртуозным подходом к пропаганде, лепящим из массы лжи иллюзию правды, которым мастерски владел Бернейс:


Отмечу прежде всего то, что книга Бернейса пестрит когнитивистско-менталистскими фикциями вроде «идея», «сознание», «мышление» и т.п. Повторю лично для дорогого Сергея Ервандовича: идеалистические рассусоливания испокон веков служили только для охмурежа народа, для ловли властителями рыбки в мутной воде! Уже только поэтому для построения социализма должны быть разработаны руководства по оперантному управлению поведением, написанные с научной ясностью, с применением совсем иной, бихевиористской терминологии. Только такая фундаментальная переработка может открыть народу глаза на истинные механизмы оперантного манипулирования поведения масс капиталистическими эксплуататорами и сделать необходимое для социалистической демократии знание основ оперантного управления поведением таким же само собой разумеющимся делом, как знание арифметики, необходимое для счёта денег в капиталистическом обществе.

Как бы там ни было, но читателю выдержек из книги Бернейса, надеюсь, станет ясно не только то,
-- что превозносимая либерастами до небес мифическая "невидимая рука рынка" на самом деле является коварной рукой не только биржевых манипуляторов "фьючурсами", но и буржуйских пиарщиков - пропагандистов и рекламщиков, действующих в интересах не народа, а его врагов - преступников-миллиардеров, патологических личностей типа Ротшильдов, Рокфеллеров и их подпасков вроде Гейтсов, Соросов и Баффетов, свихнувшихся на мечте о закулисном мировом господстве;
-- но и то, что и продолжающееся наводнение массовых медий России низкопробной западной развлекальщиной и назойливой рекламой, равно как и все "оранжевые революции", белогандонно-болотные демонстрации и хулиганские выходки всяких "мятежных писек-пусек" весьма шаблонно состряпаны по старым рецептам Бернейса.

Практически это означает, что законодательство о регистрации иностранных агентов должно стать лишь первым шагом на пути восстановления независимости России и укрепления демократии. Повторяю, что отнюдь не для возрождения социализма, а всего лишь для укрепления демократии в России настоятельно необходимо ещё и вырвать все масс-медии из когтей западных концернов и "расейских" олигархов и передать их в истинно демократические руки патриотических общественных организаций. Более того, недопустимо нынешнее антидемократическое положение вещей, когда реклама держит масс-медии под закулисным, но чрезвычайно эффективным контролем со стороны рекламодателей. Поэтому подавляющая доля доходов от рекламы должна поступать в бюджет государства. Коммерческая реклама должна облагаться как минимум 95 %-ным налогом, а поступающие налоговые средства должны перераспределяться в пользу общественно-полезных, например, научно-популярных изданий и передач.

И в заключение - самое важное: принципиальное социалистическое возражение против оперантной манипуляции. Начну с объяснения явления, на которое опирается и которым бессовестно спекулирует каждое идеалистическое мировоззрение: так называемого "внутреннего мира" человека.

Бернейс оправдывает мнимую необходимость буржуйской манипуляции "внутреннего мира", то есть привычек, желаний и убеждений народных масс, приведение которых к одному знаменателю даёт в результате так называемое "общественное мнение", не чем иным, как несамостоятельностью, темнотой и политической недееспособностью масс. Он нахраписто вдалбливает читателю, что народ - это тупое и слепое быдло, которое якобы нуждается в "гениальных" поводырях - интеллектуалах. Да ведь это точь-в-точь фашистская идеология прозападных либерастов от Познера и Латыниной до Удальцова и Навального, нагло претендующих на их мнимое "право" гнать народ России под нож западных людоедов-империалистов. Так что фашист Бернейс является духовным отцом всех подлых предателей - прозападных "расейских" белогандонно-болотных либерастов и дерьмократов.

В ответе им всем, конечно, невозможно отрицать, что простой народ куда менее изощрен и заинтересован в интеллектуальных занятиях, чем интеллигенция. Но надо видеть, что это не вина, а беда народных масс, поставленных капиталистической действительностью перед необходимостью зарабатывать на жизнь тяжелым и грязным трудом и не имеющих досуга на интеллектуальные игры, которым предаются чистоплюи-интеллигенты. Аполитичность и пассивность народа тщательно и назойливо насаждаются дерьмократами-либерастами не только в России, но и вообще повсюду в мире капитализма. Это массовое явление является результатом, а вовсе не причиной и оправданием буржуйской манипуляции. Оно подобно клиническому синдрому госпитализма, когда пациент, долго пролежавший в больнице, отучается - конечно же, больничным персоналом - от элементарных привычек, необходимых для самостоятельного существования, опускается и превращается в дегенерата.

Такой выдрессированной несамостоятельности и пассивности не должно быть места в социалистическом обществе. Для меня Сталин - антикоммунист и враг социализма именно потому, что его режим уничтожил социализм в СССР, подменив его гнуснейшими традиционными пороками царской России - произволом бюрократии и крепостным бесправием народа, по старинной поговорке: "В России две напасти: внизу - власть тьмы, а наверху - тьма власти".

Бихевиоризм объясняет различия "внутреннего мира" людей как результат их воспитания, дрессировки, манипуляции и т.п. Именно поэтому воспринимаемая человеком картина мира вовсе не является той самой единой для всех и каждого "объективной реальностью" - наивной фикцией, которую обожествляет любое материалистическое мировоззрение, включая и марксизм. И ежу ясно, что разные люди видят одну и ту же ситуацию совершенно по-разному. Важна не столько сама ситуация, которую видит конкретный человек, сколько то, как он её видит и как он действует в этой ситуации.

Как говорили индивидуальные психологи-идеалисты, например ученик Альфреда Адлера Рудольф Драйкурс (Rudolf Dreikurs): "Люди учатся на последствиях своих действий". А по-бихевиористски это просто означает, что поведенческий репертуар человека определяется всем предшествующим опытом оперантного подкрепления его актов поведения. Повторяю, человек (как и все животные) воспринимает окружающий мир вовсе не как эдакую общеобязательную "объективную реальность" целиком, а выборочно - лишь содержащиеся в нем оперантные стимулы - сигналы, имеющие для него значение вследствие полученного им ранее оперантного кондиционирования - того, что обиходно называют "опытом", "привычками", "пристрастиями", "убеждениями", "предрассудками" и т.д.

Тот факт, что мы воспринимаем вовсе не "объективную реальность", а оперантные стимулы, доказывается, например, тем замешательством, которое испытывает каждый при виде зрительных иллюзий вроде рисунков Морица К. Эсхера (Maurits Cornelis Escher):





По-менталистски городить вокруг таких рисунков идеалистический огород о каком-то мифическом "когнитивном диссонансе" - и глупо, и бесчестно: ведь суть тут вовсе не в фетише когнитивистов - познании, а в элементарном трюке - преднамеренно искаженном и в силу этого неоднозначном изображении трехмерного мира на двухмерном рисунке!

Но вернемся к Бернейсу и его принципиально антидемократическому тезису, что (цитирую):
"Сознательная и продуманная манипуляция стандартизованными привычками и мнениями масс является важным делом в демократическом обществе. Те, кто манипулируют этим невидимым механизмом общественной жизни, представляют собой незримое правительство, которое является истинной правящей силой в нашей стране.
Нами управляют, программируют наше сознание и внушают нам вкусы и идеи в основном те люди, о которых мы никогда не слышали. Это закономерный результат того, каким образом организовано наше демократическое общество. Огромное количество человеческих индивидов должно действовать сообща таким образом, чтобы они могли ужиться друг с другом как общество, функционирующее без конфликтов."

Эта гнусная фашистская апология неравенства, эксплуатации и угнетения построена на игнорировании причин социального неравенства в капиталистическом обществе. И только бихевиористский социализм, стоящий на точке зрения прагматизма (в отличие как от материалистов-марксистов, так и всего пандемониума идеалистов с их обожествлением фикций "идей", "разума" и "смыслов") позволяет понять живучесть этих пороков капиталистического общества.

С точки зрения бихевиористского социализма различные "внутренние миры" бедняков и богачей, тружеников и эксплуататоров, угнетенных и угнетателей - вовсе не результат мифических "различий в одаренности и интеллекте", а результат опыта общения с окружающими с детства: у первых - неизменного затюкивания и притеснения, чтобы "знали своё место и не рыпались", а у вторых - постоянных угождений, привилегий и поблажек, развивающих столь необходимую для "элиты" беспардонную наглость.
В результате такого оперантного подкрепления спонтанного, самостоятельного поведения - в отношении первых - отрицательного (пресекающего), а в отношении вторых - положительного (поощряющего), первые приучаются к тому, что все пути, кроме унылого подневольного труда "на хозяев" для них закрыты, а вторые приучаются к тому, что для них все пути открыты, что им всё дозволено!

Более того, именно медиальная буржуйская пропаганда и реклама - действуя по принципу: "Вода капля за каплей камень точит" - программирует поведение членов массового капиталистического общества по унизительному, скотскому шаблону аполитичного потребительства, заказанному буржуями в интересах незыблемости своего господства над серой человеческой мещанской скотинкой, и этем стандартным программированием лишает людей свободы выбора любого иного альтернативного образа жизни, альтернативных социальных ролей.

Социальные роли невозможно менять, как перчатки. Невозможно (по модному социо-алхимическому рецепту пустобрехов-идеалистов) произвольно "reinvent yourself" - "выдумать себя наново". Это - рецепт для кандидатов в пациенты сумасшедших домов - там каждый волен воображать себя Наполеоном или Мерлин Монро. Нет, социальные роли неотступно и неумолимо диктуются людям опытом их взаимодействия с окружением, который усваивается ими и становится их "внутренним миром", определяющим их поведение: у первых - беспомощное и несамостоятельное даже в тех ситуациях, где "объективно" надо брать быка за рога, а у вторых - самостоятельность и самоуверенность даже в "объективно" совершенно безнадежных ситуациях.

Как хорошая иллюстрация бихевиористской точки зрения на социальное неравенство и несправедливость может служить замечательная повесть Марка Твена (Mark Twain) "Принц и нищий". Именно мастерски показанная Марком Твеном аккумуляция различий в оперантном подкреплении социальным окружением поведения представителей "низов" и "верхов" является причиной живучести социального неравенства, и неравенство поэтому имеет тенденцию усиливаться с каждым годом, прожитым принцами и нищими. Так что все разговоры о мнимом "равенстве возможностей" при капитализме - наглая ложь!

Разумеется, есть одиночки, вылезающие "из грязи в князи", и барчуки, опускающиеся на социальное дно. Но эти одиночки не опровергают жестокой антидемократической и антигуманной закономерности усугубления неравенства при капитализме. Одиночка может преодолеть губительное влияние социальной среды, например, при помощи волевого усилия - самовнушения, или систематически - при помощи автогенной тренировки. Но этим она лишь открывает себе путь на пару ступенек вверх по социальной лестнице, не изменяя сути несправедливого эксплуататорского общества. Для социалистического преобразования общества в гуманное и справедливое, то есть для культурной революции, необходимо не только преодоление народными массами своего привычного угнетенного образа жизни и пробуждение в каждом желания практического социального равенства и солидарной свободной деятельности на общее благо, но и понимание каждым человеком механизмов оперантного поведения как самого себя, так и окружающих, для осознанного активного участия в построении совокупной системы оперантных взаимоотношений нового, социалистического общества, в корне отличных от общественных отношений людоедского капиталистического строя.

Искренне ваш,
behaviorist-socialist

Комментариев нет:

Отправить комментарий